Вектор


Право на президента

Кировское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России признало нарушителем законодательства местную компанию «Стройбат», которая использовала в рекламе образ человека, похожего на президента Дмитрия Медведева. Весной компания развесила по Кирову щиты со слоганом «Главный по инструменту» с человеком в каске и бензопилой, весьма напоминающим главу страны. Тот же герой появился в телевизионных роликах на местных телеканалах. После громкого скандала в местных СМИ и интернет-блогах УФАС начало расследование. Наказания за внешнее сходство с президентом в нашем законодательстве нет, а в рекламе использован реально существующий кировский актер, говорили тогда юристы.

Но и они не сомневались, что УФАС найдет способ наказать «Стройбат»: шуток на серьезные темы наше государство не любит. К примеру, пробелы в законодательстве не помешали ФАС штрафовать компании, пытающиеся партизанским образом использовать в своей рекламе тему Олимпиады. Так оно и вышло: кировское УФАС сослалось на пункт закона «О рекламе», которым запрещено давать в рекламе указания, что продвигаемый товар или услуга одобрены органами власти или их должностными лицами. Фальшивый президент или настоящий – не важно, «авторские права» все равно принадлежат государству.

Mail.ru сделала почту «социальной»

Интернет-компания Mail.ru запустила вчера новый интерфейс сервиса электронной почты. Список писем каждого пользователя теперь содержит не только адреса и темы сообщений, но и «аватар» (изображение) отправителя. Кроме того, некоторые действия можно совершить прямо с главной страницы сервиса. Так, получив уведомление из социальной сети Facebook, можно принять предложение о дружбе, не покидая почту Mail.ru. Гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин рассчитывает, что это повысит лояльность аудитории и увеличит активность использования этого сервиса. А это скажется на популярности всего портала, зарабатывающего на показах рекламы и платных сервисах. Новый формат почты, по словам Гришина, «открытый» и его могут использовать и другие почтовые сервисы.

Движение Mail.ru к «социализации» неудивительно, эта компания давно специализируется на коммуникационных сервисах: по данным TNS, у почты Mail.ru было в июне 20,7 млн пользователей, а у соцсети «Мой мир» – 17,6 млн, на 2,3 млн больше, чем у «Одноклассников». А скоро акционер Mail.ru Digital Sky Technologies (DST) объединит эту компанию с другими принадлежащими ему активами – «Одноклассниками» и ICQ, тоже специализирующимися на общении. Насколько пользователи оценят такую массовую «социализацию», пока сказать сложно. Но, вероятно, это скажется на оценке DST, готовящейся провести IPO весной 2010 г. DST будет нетрудно убедить инвесторов в том, что купленные ею разрозненные интернет-сервисы не конкурируют между собой, отнимая друг у друга пользователей, а работают вместе, осуществляя ценимую инвесторами синергию.

Не в заемщика рост

Начиная с весны банки наперебой говорят об оживлении кредитования. Особенно они рады получить хоть мало-мальский плюс по приросту корпоративных кредитов. Менеджеры Сбербанка, например, до недавнего времени утверждали, что это уже сформировавшийся тренд. Но вчера зампред правления госбанка Андрей Донских неожиданно заявил о снижении прогноза по росту портфеля до конца года с 8 до 6,5%. И его можно понять: все крупные сделки по кредитованию, которые до сих пор становились публичными, – это рефинансирование. Перехват клиентов друг у друга – вот к чему сводится работа клиентщика, признает топ-менеджер крупного российского банка. Новых сделок по финансированию по-прежнему мало. До сих пор банки активно могли обмениваться клиентами за счет снижения ставок, поэтому и рассчитывали на более солидный прирост. Но рост ставок исчерпан, указывают и крупные, и мелкие банки. А на повышающемся тренде наращивать портфель за счет рефинансирования чревато тем, что получишь не очень хороших заемщиков. Вероятно, поэтому кредиторские амбиции первого банка страны умерились.

Уговорили «Газпром»

Вчера гендиректор Latvijas gaze Адриан Давис отрапортовал депутатам сейма, что «Газпром» согласился обсудить вопрос о снижении цен на газ. К ноябрю компания рассчитывает заключить новый договор на поставку газа на ближайшие три года. Его ценовые параметры пока не разглашаются (сейчас Латвия покупает газ по $320 за 1000 куб. м). Ранее Latvijas gaze предлагала «Газпрому» изменить соотношение привязки закупочной цены газа к котировкам мазута на международном рынке или просто «привязать цены к более объективным ориентирам, например к стоимости других энергоресурсов на мировом рынке». Российская монополия идею не поддержала, хотя до этого пошла на аналогичные уступки французским, немецким и итальянским покупателям, разрешив им закупать часть газа по спотовым ценам (во II квартале они были примерно на треть ниже тех, что прописаны в долгосрочных контрактах с «Газпромом»). Зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев категорично заявлял, что компания не пойдет на снижение цен, и призвал латвийское правительство не обнадеживать своих избирателей накануне выборов. Но Латвия, похоже, нашла способ переубедить «Газпром». Давис настойчиво попросил депутатов отказаться от введения акциза на газ. У «Газпрома» в Latvijas gaze 34%. И значит, согласившись на снижение цены, он сможет хотя бы не потерять деньги из-за введения налога.