Инвесторы пошли в банки

Прямые иностранные инвестиции в Петербурге в первом полугодии сократились на 40%, зато вдвое выросли кредитные вложения в экономику
Е.Кузьмина

Объем иностранных инвестиций в петербургскую экономику в первом полугодии 2010 г. вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года в 1,5 раза до $2,25 млрд, сообщил комитет по инвестициям и стратегическим проектам со ссылкой на Петростат.

Прямые инвестиции составили $217 млн, на 40% меньше, чем в первом полугодии 2009 г. Из них $143 млн составили взносы иностранных компаний в уставный капитал российских «дочек» (снижение на 23,5%). Кредиты материнских компаний снизились на 58% до $72 млн. Прямые иностранные инвестиции в России в первом полугодии снизились на 11% до $5,4 млрд (см. статью на стр. 01).

Доля прямых инвестиций в их общем объеме упала с 24,4 до 9,6%, а доля кредитов выросла с 67 до 90%. В частности, объем торговых кредитов вырос на 25% до $930 млн, прочих кредитов – в 4,7 раза до $1,1 млрд.

Бурный рост кредитов руководитель аналитического управления ФГ «Доходъ» Всеволод Лобов объясняет сложностями с кредитованием инвестпроектов в первой половине 2009 г. Снижение ставок позволило инвесторам больше занимать на развитие проектов у банков, вместо того чтобы вкладывать собственные средства, говорит он.

Самым радикальным образом снизились инвестиции в строительство – со $109 млн до $19 млн. Во время кризиса иностранные строители обеспокоились окупаемостью инвестиций, поэтому сокращают объемы, говорит Игорь Горский, управляющий партнер АРИН. Россия была интересна именно высоким спросом и быстрым ростом рынка, говорит эксперт.

В первом полугодии 2009 г. производились инфраструктурные платежи за участки, купленные в 2008 г., еще до кризиса, поэтому объем инвестиций был высоким, в 2009 г. сделок на рынке практически не было, поэтому в 2010 г. выплат строители не делали, полагает представитель пресс-службы «ЮИТ-Лентека». Интерес к подготовленным земельным участкам возвращается, если они будут выставляться на торги, компании станут инвестировать средства в их приобретение, отмечает он.

Инвестиции в производство транспортных средств возросли в этом году на 28% до $353 млн. В Петербурге активно развивается автомобильная промышленность, расширение производства требует дополнительных затрат, считает заместитель заведующего кафедрой экономики ВШЭ Алексей Скопин. В городе достраивается завод Hyundai и заводы его поставщиков общей стоимостью $600 млн, в этом году модельный ряд расширили предприятия Nissan и General Motors, напоминает начальник аналитического отдела ИК «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский. Представитель «Ниссан мотор рус» Татьяна Натарова не раскрывает затраты на запуск новой модели.

Стоимость завода Nissan – около $200 млн, она не пересматривалась, сообщила Натарова. Связаться с представителем GM вчера не удалось.

В Петербурге много инфраструктурных проектов, которые кредитуют иностранные банки с государственным капиталом – например, Nordic bank и ЕБРР, что позволяет поддерживать показатели иностранных инвестиций на высоком уровне, считает Лобов. В апреле этого года петербургский «Водоканал» закончил строительство завода по сжиганию осадка на Юго-Западных очистных сооружениях, 5,6 млн евро на него в виде кредита выделил Европейский инвестиционный банк.