За советом к ВЭБу

ВЭБ хочет потеснить работающих на российском рынке международных финансовых консультантов. Много за свои советы госкорпорация обещает не брать

Премьер и председатель наблюдательного совета ВЭБа Владимир Путин назначил госкорпорацию единственным инвестконсультантом регионов. Они будут направлять на экспертизу в ВЭБ концессионные соглашения, документы по проектам с финансированием из инвестфонда, по особым экономическим зонам, государственно-частному партнерству. ВЭБ выводится из-под действия закона о госзакупках, пояснил сотрудник аппарата правительства: теперь госкорпорация без конкурса будет получать госзаказы на инвестконсалтинг.

Госкорпорация будет готовить инвестмеморандум, в состав которого входят контрактная и конкурсная документация, финансовая модель, предварительное ТЭО проекта, объясняет директор центра государственно-частного партнерства ВЭБа Александр Баженов.

Сейчас ВЭБ получает такие проекты по конкурсу в отличие от Всемирного банка (ВБ), ЕБРР и других международных организаций, перечисленных в распоряжении правительства от 29 декабря 2007 г. Исключение – проекты инвестфонда: с 2008 г. ВЭБ оценивает их финансовую, бюджетную и экономическую эффективность для правительства (см. врез). Может регион выбрать и частного консультанта, но на конкурсе, отмечает партнер Ernst & Young Александр Ивлев.

ВЭБ окажется в нише, которую сейчас занимают международные финансовые организации, говорит Баженов. Но у регионов останется право выбора. Может быть несколько единственных поставщиков, у которых можно разместить заказ без проведения торгов, если же заказчик хочет привлечь других – он вправе отобрать их на тендере, рассказывает начальник управления ФАС Михаил Евраев. Регионы смогут нанимать других консультантов: международные организации – без конкурса, частные – на конкурсе, признает Баженов, но «в рамках конкурентного отбора».

Конкурентным преимуществом в ВЭБе считают низкие расценки. Размеры гонораров за инвестиционное консультирование утверждены правлением госкорпорации. Комиссионное вознаграждение по проекту стоимостью до 5 млрд руб. – 1 млн, приводит пример Баженов. Исходя из существующего опыта, он оценивает затраты на предпроектную подготовку без регистрации имущества и земельного участка примерно в 0,5% от стоимости проекта. Сейчас затраты администрации на подготовку проекта городской инфраструктуры могут достигать на предварительном этапе от 0,5 до 3%, сравнивает Баженов. Такие расценки сложились на рынке, подтверждает партнер ФБК Игорь Николаев. Разброс цен очень большой, говорит сотрудник крупной консалтинговой компании.

Запуск проекта государст-венно-частного партнерства – дорогая процедура, сетует чиновник администрации Санкт-Петербурга: «На структурирование проекта «Надземный экспресс» пришлось потратить десятки миллионов рублей». По его словам, средства были уплачены ВБ по консультационному соглашению. По соглашению с российской стороной ВБ не раскрывает стоимость контрактов, говорит представитель банка.

ЕБРР не оказывает платных услуг, он финансирует проекты, а не консультирует, сказал его представитель. Всемирный банк приветствует появление ВЭБа на этом рынке, сейчас изучает документы и готов будет официально прокомментировать ситуацию на этой неделе, говорит его представитель.

Все инвестпроекты регионов, которые финансируются совместно с международными финансовыми организациями, заложены в программе внешних заимствований федерального бюджета, объясняет сотрудник Минфина. «Вряд ли ВЭБу разумно конкурировать с Всемирным банком, – рассуждает он, – ведь они вместе работают по многим проектам».

На рынке должна сохраниться конкуренция, уверен Николаев, иначе снизится качество услуг. ВЭБ все равно будет привлекать к работе частных консультантов, спокоен сотрудник консалтинговой компании.