Религиозный феномен

Одна из актуальных сегодня тем – отношения современного искусства и церкви. Художник Гор Чахал, инициатор и куратор выставки «Двоесловие/Диалог» в храме св. Татианы, стал экспертом по этим отношениям
С.Николаев

Среди тех, кто занимается современным искусством, соотношение людей верующих и атеистов, наверное, такое же, как и среди людей других занятий. Конфликт же современного искусства и церкви благодаря активности членов организации «Народный собор», имеющей привычку подавать на кураторов выставок в суд, кажется неразрешимым. Художник Гор Чахал вот уже несколько лет пытается этот конфликт превратить в союз.

– Вы готовили небольшую выставку в храме два года, не жаль усилий?

­– Конечно нет. Я не ждал от этой выставки каких-то непосредственных результатов, тем более сразу. Понимал, как глубоко зашел конфликт современного искусства с церковным сообществом. Лет семь я пытаюсь инициировать диалог церкви и современного искусства, и сейчас сделан только первый шаг. Ведь проблемы накапливались все последнее столетие.

– Но первым начало искусство, ему Бог был не нужен.

– Он обществу был не нужен. Но на протяжении огромного исторического периода, во времена барокко например, церковь использовала все передовые достижения искусства. И только в эпоху Просвещения пути искусства и церкви стали расходиться. А с наступлением эпохи модернизма вновь большая часть художников стала искать контакты с церковью, принимать участие в росписи храмов. Шагал, например, Кандинский, Петров-Водкин или Нестеров. А потом начался ХХ век, и марксизм опять увел искусство от Бога. Художники были или нейтральны к религии, или богоборцами. Но и эра марксизма закончилась.

– И с ним эра атеизма, теперь торжество фундаментализма во всем мире.

– Церкви, если она хочет общаться с этим миром на современном языке, нужно современное искусство. А зачем искусству нужна церковь, то я уже много писал, что на протяжении столетия в теории современного искусства были всесторонне и глубоко разработаны дискурсы смерти художественного произведения, смерти автора, смерти интерпретации и репрезентации. Таким образом, если люди сейчас хотят заниматься искусством, то, значит, они верят в загробную жизнь этого искусства. Это чисто религиозный феномен, или надо отказаться от понятия искусства в принципе.

– Многие так и считают: современное искусство – не искусство, а его труп.

– Современному искусству может помочь церковь, которая в религии разбирается гораздо лучше отдельных художников, заново открывающих велосипеды.

– Выставка вызвала недовольство среди части православных и некоторых художников, обвинивших вас в конъюнктуре.

– Православная полемика была организована. После приговора по выставке «Запретное искусство» лидер «Народного собора» в интервью сказал, что выставка «Двоесловие/Диалог» стала для них ударом в спину со стороны части церкви и они считают, что после нее суд смягчил отношение к подсудимым.

– Вы же имели это в виду.

– Конечно, но я просто хочу внести ясность, что они провели определенную работу в православной среде. Если бы не было выставки «Запретное искусство» и последующего суда, то наш «Диалог» можно было организовать гораздо легче. Что же до радикальных художников, то им еще кажется странным содружество искусства и церкви, а для меня оно органично.

– Не только им.

– У нас современное искусство до сих пор не легитимизировано, общество не понимает, чем оно занимается. Другая мощная сила – художники, советские реалисты, большинство из них уже в церкви.

– Вы ждали, что выставка вызовет недовольство?

– Для меня было неожиданным, что российские православные люди настолько анархичны. Выставка полгода проходила – и прошла – все согласования в церковной иерархии, и святейший патриарх разрешил ее проведение, поэтому я не ждал, что у верующих могут быть отличные от церковных начальников мнения. Не знал, что в церкви есть различные, скажем так, партии. И мне было важно, что среди церковных иерархов, и в богословской среде, и у церковной молодежи мы нашли поддержку.

– У вас есть планы продолжать этот диалог?

– Есть планы и идеи. Перед началом выставки их было больше, например планы везти ее по России.

– По храмам?

– Именно по храмам. Но полемика привела к тому, что эти планы заглохли. В сентябре откроется моя выставка в Третьяковской галерее, где будет продолжено обсуждение отношений современного искусства и церкви. В перспективе мы бы хотели следующую выставку сделать историческую – всего русского искусства ХХ в. на религиозную тему. Поскольку в среде русского авангарда были религиозные художники, и среди шестидесятников. Но это масштабный проект, трудоемкий и дорогостоящий, я не могу сказать, когда получится его сделать.

– Зачем вам, успешному художнику, не ваша деятельность – кураторство, организация выставок?

– Это необходимость. Никто из кураторов этим не хочет заниматься, а мне из-за всех этих историй с современным искусством и церковным сообществом с каждым годом сложнее устраивать свои выставки. Люди боятся, говорят, у тебя такие темы, что православные сразу подадут в суд.