Конец немецких дивизий

Вооруженные cилы Германии ждут радикальные сокращения и реформа, отчасти похожая на российскую

Министр обороны Карл-Теодор цу Гутенберг призвал прекратить призыв в бундесвер (германскую армию). Это часть плана по экономии на военных расходах 8,3 млрд евро до 2014 г. Как альтернативу он предложил не одномоментное, а постепенное сокращение призыва и его прекращение после того, как численность бундесвера достигнет 150 000 человек (сейчас – более 240 000). План Гутенберга поддерживает канцлер Ангела Меркель, хотя у него есть оппозиция в рядах правящей коалиции. О юридической отмене призыва речи не идет – в случае сокращения бундесвера в новой штатной структуре просто не остается мест для призывников, поэтому Гутенберг предлагает заморозить набор в армию.

Наиболее вероятный план реформирования бундесвера предусматривает ликвидацию всех его дивизий и бригад и создание на базе штабов дивизий управлений четырех оперативных командований, говорит редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. Общая численность сухопутных войск ФРГ в результате составит лишь около 54 500 человек, в том числе всего четыре танковых батальона с 271 танком, шесть мотопехотных и 10 легких пехотных батальонов, три разведывательных полка, а также горнопехотный, десантно-штурмовой и воздушно-десантный полки. Эта армия будет целиком ориентирована на экспедиционные задачи за пределами немецкой территории.

Упразднение дивизий, общее облегчение структуры и сокращение сухопутных войск роднит немецкую военную реформу не только с аналогичными – вызванными бюджетными трудностями – реформами в других европейских странах, например в Великобритании, но и с российской реформой, в ходе которой также были упразднены дивизии и основой сухопутных войск стали около 40 общевойсковых бригад, замечает Барабанов.

Общее в европейских и российских военных реформах в виде упразднения таких «тяжелых» соединений, как дивизии, действительно есть, говорит член общественного совета при Минобороны Руслан Пухов. Но в отношении призыва российские военные ориентируются не на Германию, а на Финляндию, где его отменять не планируют, отмечает Пухов, что связано с особенностями геополитического положения России.