От редакции: Лишние школы


В конце августа по устоявшейся традиции в российской системе школьного образования начинается сезонная паника. Представители МЧС, Роспотребнадзора, МВД наперебой публикуют статистику: сколько школ не готово принять учащихся по показателям пожарной, санитарной безопасности, охраны. Некоторые школы – и их все больше – не примут учащихся по другой причине: их закроют, так как в стране идет образовательная реформа.

Вчера начальник департамента охраны общественного порядка МВД Юрий Демидов заявил, что 1500 школ не имеют никакой охраны. Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС Геннадий Кириллов – что из-за различных нарушений к эксплуатации не принято 2542 школы, по 1159 из них в суды направлены материалы о приостановке деятельности из-за несоответствия правилам пожарной безопасности, 820 школ уже закрыто судом до устранения нарушений. А министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова – что более 60% школ не оснащено медпунктами. Роспотребнадзор неделю назад считал наоборот: что 62,6% школ имеют медкабинеты, но 12,8% из них не соответствуют санитарным нормам. Ведомство Геннадия Онищенко по состоянию на 24 августа не приняло 1057 школ.

К 1 сентября (на худой конец – к 10-му) большинство претензий как-то удается устранить и школы открываются. А через год к ним предъявляются те же претензии. По подсчетам Минрегиона, каждое четвертое школьное здание и каждое третье здание учреждений с постоянным пребыванием детей требует ремонта – и это соотношение не меняется уже несколько лет.

В этом смысле можно позитивно оценивать закрытие школ. Если в прошлом году сокращение составило, по данным Роспотребнадзора, 767 школ, то в этом – уже 1140. Этому способствует демографическая тенденция: детей школьного возраста стало значительно меньше. Реформа школьного образования – переход на подушевое финансирование – казалось бы, позволяет учитывать демографический тренд и заодно повышать эффективность расходов на образование. Но не все так просто.

Скажем, Минрегион в докладе об эффективности чиновников в регионах именно ситуацию в сфере образования признал самой плохой, насчитав 142 млрд неправильно потраченных рублей в 2009 г.

Правда, эксперты подвергают сомнению методику Минрегиона. В сущности, она требует механического укрупнения школ, ведь тогда удастся повысить нормативы наполняемости классов (сейчас – 23,5 в городе и 12,1 в деревне, в Европе – 25), соотношения учитель – ученики (сейчас – 1:12, в Европе – 1:16), учитель – прочий персонал (сейчас – 1:1, в Европе – 2:1).

Но именно к механическому закрытию некомплектных школ без учета социальной, географической, транспортной ситуации сейчас прибегают многие регионы из-за дефицита денег. Если в прошлом, кризисном, году трансферты из федерального бюджета выросли примерно на треть, то в нынешнем – сократились на 20%. В прошлом году благодаря трансфертам примерно у двух третей регионов выросли доходы бюджета, в этом они резко упали. Приходится аврально сокращать расходы. Если, допустим, в здравоохранении можно резать закупки – лекарств, инструментов, бензина для «скорой», то в образовании приходится сокращать сеть учреждений – зарплату бюджетникам резать нельзя.

Ситуация лучше в тех регионах, где школьная реформа началась до кризиса. Хуже – там, где реформу приходится проводить сейчас, срочно и исключительно в целях сокращения расходов. А также в регионах, где для реформы есть объективные препятствия: много мелких деревень и плохие дороги, укрупнение школ и обеспечение их транспортной доступности слишком дорого. В прессе не однажды появлялись сообщения о закрытии программы «Школьный автобус» в местах, где состояние дорог не обеспечивает безопасности перевозки школьников.

Кстати, по данным из того же доклада Минрегиона, доля автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не соответствующих нормативным требованиям, в 2009 г. составила 53% от общей протяженности, местного значения – 44%, и эта доля растет.