От редакции: Партийная экология


Утвержденный было маршрут автомагистрали Москва – Петербург через Химкинский лес снова под вопросом. Строители уже прорубили просеку на всем протяжении леса и готовились ее расширять с нынешних 80 м до проектных 150... Как вдруг за реликтовый лес в ближнем Подмосковье вступились единороссы. Они попросили президента сначала приостановить строительство, потом отредактировали свою просьбу до «разобраться», потом и вовсе стали говорить, что примут любое обоснованное решение.

Дмитрий Медведев оперативно отреагировал в своем видеоблоге и высказался за дополнительный анализ ситуации (см. статью на этой странице). Реакция президента показывает, что инициатива на самом деле исходит из Кремля и полностью оправдывает «Единую Россию», которая имела все инструменты для того, чтобы самостоятельно «разобраться», – конституционное большинство в Думе и лидера-премьера. Владимир Путин подписал решение о начале строительства в прошлом ноябре. Несмотря на протесты общественности, партия поддерживала своего лидера, ее координатор по экологии Константин Цыбко называл действия защитников леса «элементарным пиаром либо простым хулиганством и грубой правовой неграмотностью».

«Единая Россия» не впервые диаметрально меняет точку зрения по важным политическим и социальным вопросам. Можно вспомнить недавнюю историю со ставкой транспортного налога или одобрение, а затем отмену допустимого содержания алкоголя в крови водителя. Проблема, очевидно, в неясных и противоречивых сигналах, получаемых партией сверху, т. е. от исполнительной власти.

С сигналами было бы проще разбираться, и не только «Единой России», если бы кроме них существовали институты. Никто не спорит, что строить дороги нужно. Но в большинстве цивилизованных стран экологические проблемы учитываются еще до прокладки дороги, строительства плотины или завода. Грубые нарушения природоохранных требований невозможны из-за жесткого экологического законодательства. Кроме того, компании понимают, что протесты местных жителей и экологов во время строительства, вызванные ими простой и имиджевые потери обойдутся дороже, чем учет их мнения. В менее развитых государствах местный и иностранный бизнес позволял себе игнорировать вопросы экологии.

Например, в Бразилии и Индонезии была вырублена значительная часть лесов, что привело к обмелению рек, опустыниванию территорий и климатическим изменениям. Государству пришлось реагировать на протесты общественности и международных экологических организаций: Бразилия объявила в 2007 г. мораторий на вырубку лесов под посевы сои и запретила добычу красного дерева, Индонезия в мае 2010 г. объявила двухлетний перерыв в промышленной вырубке лесов. Протесты местных жителей и аргументы польских экологов в 2009 г. заставили изменить трассу строящейся автомагистрали Дрезден – Краков.

В России в 2000-е гг. государство, снижая административные барьеры, излишне упростило экологическую экспертизу потенциально опасных для природы проектов. Казалось бы, важную роль в этой ситуации должны играть депутаты. Но в Госдуме последних созывов нет «зеленых» фракций или депутатов. Экологические проблемы и бедствия доходят до избранных по списку парламентариев не по прямой линии избиратель – депутат, а отраженно, через беспартийных премьеров и президентов.

Результат борьбы между строителями и экологами зависит сейчас от личного доступа участников спора к первым лицам. Иногда глава государства прислушивается к специалистам и местному обществу и заворачивает прошедший облегченную экспертизу и судебные инстанции проект. Так случилось с нефтепроводом Восточная Сибирь – Тихий океан в апреле 2006 г., когда Владимир Путин распорядился провести трубу дальше от Байкала. Протесты местных жителей и экологов заставили перенести нефтеперекачивающий терминал из бухты Перевозная рядом с заповедником «Тигровая падь». Однако чаще протесты экологов и местных жителей представляются как маргинальные и игнорируются. Экологам пора задуматься о создании дееспособной партии.