Плюс 2 рубля

За счет роста цен на проезд автобусные компании смогут примерно на 22% увеличить выручку, трамвайная и троллейбусная – на 25%. Сейчас перевозчики работают на грани рентабельности
Д.Гришкин

Завтра в Ростове на 2 руб. повышается стоимость проезда почти во всех видах пассажирского транспорта, в автобусе – до 11 руб. (+22%), в троллейбусе и трамвае – до 10 руб. (+25%), рассказал на пресс-конференции директор департамента транспорта Ростова Геннадий Клейменов. Проезд в маршрутках (14 руб.) пока не дорожает, хотя шесть компаний подали в минтранс области расчеты экономически обоснованных тарифов – на их основе городское управление цен и тарифов в течение месяца примет решение о тарифах, говорит Клейменов.

В последний раз цены на проезд повышались два года назад, в июне 2008 г., все это время транспортные предприятия сохраняли цены в условиях финансового кризиса за счет внутренних резервов, компании по максимуму отодвигали сроки подачи новых расчетов экономически обоснованного тарифа (исходя из него устанавливается тариф), подчеркнул Клейменов. Экономически обоснованный тариф, по его словам, остается выше реального даже после его увеличения на 2 руб.: для автобусов – 11,28 руб., троллейбусов – более 16 руб., трамваев – около 20 руб. Разницу транспортникам компенсирует мэрия, в следующем году из бюджета на эти цели будет выделено примерно 200 млн руб.

«Перевозчики ждали повышения цен два года. Новый тариф позволит выйти хоть на какую-то окупаемость и остановить рост кредиторской задолженности компании», – говорит заместитель гендиректора «Ростовпассажиртранса» Сергей Посохов. Менеджеры двух компаний-перевозчиков говорят, что выделяемых бюджетом средств не хватает всем компаниям на покрытие разницы между обоснованными и реальными тарифами, к тому же не всем перевозчикам удается обосновать все свои расходы.

В департаменте транспорта вчера не смогли предоставить данных, сколько единиц транспорта большой вместимости работает в Ростове. Трамвайными и троллейбусными перевозками занимаются только принадлежащие мэрии Ростовская транспортная компания (РТК) и «Русэлтранс» соответственно, говорит чиновник департамента. «Ежедневно мы выпускаем на линии 35–37 трамваев», – сообщил гендиректор РТК Игорь Политика. Примерно столько же работает троллейбусов, говорит чиновник департамента.

По оценке менеджеров двух перевозчиков, ежедневно выезжает 700–800 автобусов большой вместимости. Всего в Ростове работает 12 перевозчиков, «Ростовпассажиртранс» контролирует примерно 50% ростовского рынка перевозок большими автобусами, наш парк – 300 машин», говорит Посохов. Крупнейшие конкуренты – АТП № 5, АТП № 3, РГАТП № 1. Получить комментарии их руководства вчера не удалось.

Менеджеры автобусных перевозчиков утверждают, что работают на грани рентабельности. За последний период, по которому есть данные (см. таблицу), прибыль имело только АТП № 3 – 2,5 млн руб., самая большая транспортная компания Ростова «Ростовпассажиртранс» получила только 100 000 руб. чистой прибыли, «Ростов-авто», РГАТП № 1 и АТП № 5 были в убытке. Трамвайный перевозчик РТК и троллейбусный «Русэлтранс» имели неплохую прибыль (11 млн и 10,9 млн руб. соответственно) – они получают серьезные компенсации за разницу между реальным и обоснованным тарифами, объясняет менеджер автобусной компании.

По данным ростовской мэрии, ежедневно общественным транспортом перевозится в среднем 951 200 человек, в год – 342,42 млн человек, из этого числа большие автобусы перевозят 236,64 млн пассажиров, троллейбусы –16,70 млн, трамваи – 16,74 млн, маршрутки – 72,32 млн. В городе 70 автобусных, 67 маршруточных, девять троллейбусных и четыре трамвайных маршрута.