Немецкий бензин «Роснефти»

«Роснефть» близка к покупке первого серьезного актива за рубежом – 50% нефтеперерабатывающего холдинга Ruhr Oel

Сделка по покупке «Роснефтью» 50%-ной доли в Ruhr Oel у Petroleos de Venezuela SA (PdVSA) может быть закрыта в течение нескольких недель, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на неназванные источники. Цена сделки – $1–2 млрд.

«Роснефть» продолжает переговоры о покупке доли PdVSA в Ruhr Oel, говорят два источника, близких к российской компании, но решения по срокам сделки нет. Цена также не согласована, добавил один из них.

К Ruhr Oel и ее активам «Роснефть» присматривается давно. Вопрос о покупке доли PdVSA обсуждался во время визита премьера Владимира Путина в Венесуэлу в апреле этого года, а переговоры о покупке одного из заводов холдинга – Miro «Роснефть» вела еще в 2007 г.

Вторая половина Ruhr Oel принадлежит ВР. Компания не намерена продавать долю, а планирует развивать актив, сказал представитель ВР.

Заводы, принадлежащие Ruhr Oel, могут перерабатывать 54,2 млн т нефти в год (см. врез). Это четверть немецкой нефтепереработки. Купив 50% холдинга, «Роснефть» получит почти 13,5 млн т нефтеперерабатывающих и нефтехимических мощностей и если исходить из цены актива в $1–2 млрд, то 1 т установленной мощности обойдется компании примерно в $75–150, а это хорошая цена, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Для сравнения: «Лукойл» приобретал доли в итальянском ISAB и голландском TRN летом 2008 и 2009 гг. по $230 и $260 за 1 т соответственно, башкирские заводы «Системы» рынок оценивает примерно в $100–110 за 1 т.

Приобретение немецких заводов позволит «Роснефти» увеличить отношение переработки к добыче. Сейчас у компании этот показатель – 44%, что ниже, чем у конкурентов – «Лукойла» и «Газпром нефти» (62 и около 70% соответственно). Покупка даст и синергетический эффект, подчеркивает Борисов, ведь на заводы можно будет поставлять российскую нефть: НПЗ в Gelsenkirchen получают нефть по трубе из немецкого порта Wilhelmshaven (куда идет нефть из Приморска), Schwedt – по «Дружбе», Miro – по трубе от портов Средиземноморья и Балтики.

Главный риск приобретения НПЗ в Европе – снижение рентабельности переработки с $5–7 за баррель в середине 2008 г. до $0–2 за баррель, подчеркивает Борисов. Такая маржа не вполне удовлетворяет требованиям «Роснефти», считает директор департамента due dilligence «2К аудит – деловые консультации» Александр Шток. Но с геополитической точки зрения покупка активов в Германии для «Роснефти» имеет стратегическое значение, добавляет эксперт. Представитель «Роснефти» от комментариев отказался. С представителем PdVSA связаться не удалось.