«Овсянки», синьоры

Открывающийся сегодня 67-й Венецианский кинофестиваль (по-местному Мостра) верен традиции смешивать массовое с элитарным, зрительское кино с радикальными экспериментами. От России в этом году будет и то и другое: «Овсянки» Алексея Федорченко в основном конкурсе и три экспериментальные короткометражки в «Горизонтах»

На улице маленького итальянского городка промелькнула реклама: «Тщеславие. Сделано в Италии». Для 67-го Венецианского кинофестиваля подошел бы другой слоган: «Непонятно что, но очень круто. Показано в Италии». Каннский кинофестиваль гордится своей звездностью, Берлин – социальностью, ММКФ – своим существованием. Венецианской Мостре тоже есть чем гордиться: это самый старый в мире кинофестиваль, который уже не первый год представляет самую неожиданную смесь фильмов, уступая в тяге к эксперименту лишь Роттердаму, а в любви к зрительскому кино – только Американской киноакадемии. Здесь могут, как два года назад, дать главный приз программы «Горизонты» филиппинцу Лаву Диасу за нелинейное чистилище под названием «Меланхолия», длящееся семь с половиной часов, а могут, как в прошлом году, наградить в основном конкурсе Фатиха Акина за непритязательную кулинарно-этническую комедию «Душевная кухня». Венеция всеядна, балансирует между запредельно высоким искусством и пошлостью, а из всех фастфудов предпочитает азиатчину и немножко бигмака.

В этом году у Мостры идеальный председатель жюри – Квентин Тарантино. Для автора «Убить Билла» Венецианский фестиваль с его явной страстью к азиатскому кино если не брат родной, то единомышленник. Настоящим символом нынешней Мостры может считаться внеконкурсный «Мачете» Роберта Родригеса, выросший из псевдотрейлера к проекту Тарантино – Родригеса «Грайндхаус». Но выбор Тарантино непредсказуем: когда он был председателем жюри Каннского фестиваля, победа досталась Майклу Муру с «Фаренгейтом 9/11». Правда, тогда говорили, что сам председатель жюри голосовал за «Олдбоя» Пак Чхан Ука.

Главные азиаты основного конкурса 67-го Венецианского фестиваля – Такеси Миике, гений без чувства меры, и «гонконгский Спилберг» Цуй Харк. Миике представит «13 убийц» (а вне конкурса покажут два его фильма о супергероях и суперзлодеях: «Человек-зебра» 2004 г. и свежий «Человек-зебра – 2: нападение на Город Зебры»). А Цуй Харк привезет «Детектива Ди и тайну призрачного огня» с Энди Лау и Тони Люном Ка Фаем.

Среди громких американских имен – София Коппола («Где-то»), Винсент Галло («Обещания, написанные на воде») и Даррен Аронофски, обладатель венецианского «Золотого льва» за «Рестлера»: его балетным триллером «Черный лебедь» с Натали Портман откроется нынешняя Мостра.

Но самыми многообещающими в этом году выглядят европейцы: здесь и стремительно попсеющий Том Тыквер («Любовь втроем»), и фестивальный любимец Абделатиф Кешиш («Черная Венера»), и мучительный Ежи Сколимовский («Необходимое убийство»), и Франсуа Озон («Ваза»), и, главное, автор псевдодокументального розыгрыша «Первые на Луне» Алексей Федорченко с этническим роуд-муви о любви и смерти «Овсянки».

Еще три российские картины попали в параллельную программу «Горизонты», где собрано экспериментальное кино: «Бриллианты» Рустама Хамдамова, криминальная сказка с Ренатой Литвиновой; непроговоренный жест «Слабый Рот Фронт» Виктора Алимпиева и медитативное «Воодушевление» видеохудожников Галины Мызниковой и Сергея Проворова. Все фильмы – короткометражные, и все прекрасно вписываются в обновленную программу «Горизонты»: теперь здесь показывают фильмы – точнее, авторские высказывания – нестандартного формата, в том числе и короткометражки, от Катрин Брейя до Мануэля де Оливейры. Обновленные «Горизонты», предъявляя «иную сторону кино», не просто расширяют границы киноязыка, но и путают всю грамматику, изобретают новую морфологию и переходят на язык чистого видеоарта. Не всегда понятно что, но очень круто.