Цифра недели: 0,6%


За август цены в России выросли, по данным Росстата, на рекордные для этого месяца за последние 10 лет 0,6%. Продовольствие, которое в августе обычно дешевеет, подскочило в цене на 0,9% (в прошлом августе цены снизились на те же 0,9%). Самый большой вклад в подорожание внесли гречка (+31,4%), мука (+10,8%) и пшено (+8,8%), свидетельствуют данные государственной статистики. В сентябре к этому списку наверняка добавятся картофель и молочные продукты.

«Вентиляторы уже все скупили – принялись за гречку», – полушутя-полувсерьез сказал мне в разгар московской жары и за несколько недель до начала массового ажиотажа вокруг этой крупы совладелец крупной пищевой компании. Тогда мы с ним пошутили на тему азарта россиян постоять в очереди и подоставать очередной дефицит.

Но, похоже, именно этот азарт – один из двигателей разгоняющейся инфляции. На продовольствие, по расчетам Росстата, приходится 39,97% от всех трат россиян. Но при этом на крупы и макароны приходится 0,9%, а на плодоовощную продукцию (в том числе и на картофель) – 3,61% от всех трат. Гречки, например, россияне в год съедают, по данным Минсельхоза, около 500 000 т, т. е. примерно по 3,52 кг на человека. Даже по взлетевшей до 50 руб. за 1 кг цене траты на 3,52 кг этой крупы в год вряд ли делают погоду в кошельках абсолютного большинства потребителей. Конечно, к дорожающей гречке добавляется картофель: цена на него в самый сезон вместо традиционного снижения показывает рост (по расчетам Росстата – плюс 0,4% в августе-2010 против минус 22,7% годом раньше). Картофеля средний россиянин съедает, конечно, больше, чем гречки, – около 113 кг в год, на которые по повысившимся ценам придется потратить 2255 руб. за год.

Конечно, подорожание зерновых повлечет рост издержек производителей, а за ними и переработчиков молока, а потом и мяса. Но специалисты опять скажут, что зависимость между ростом цен на зерно и подорожанием мяса и молока прямой быть не может: зерновые в структуре издержек не дотягивают и до половины, к тому же влияние отложено (свиньи, например, которых начали откармливать при уже поднявшихся ценах на зерно, доберутся в виде мяса до прилавков только через несколько месяцев).

В общем, свиньи еще живы, а психологическая основа для повышения цен готова – потребители запаслись в азарте гречкой. Посмотрим, доберется ли азарт до сгущенки и тушенки.