Как карта ляжет

В 2009 г. на цифровые географические карты пришлась треть оборота рынка геоинформационных услуг (ГИС), объем которого составил $3 млрд. Рост спроса на такие карты обусловлен расширением парка личных автонавигаторов, ростом бизнеса сырьевых и логистических компаний, а также увеличением госинвестиций в проекты, связанные с созданием национальной навигационной системы «Глонасс»

Рынок цифровых карт сформировался в России всего 2–3 года назад, говорит гендиректор Data+ Алексей Ушаков. Первые импортные электронные карты появились в России еще в конце 1990-х гг., но уровень развития российского рынка ГИС, навигации и картографии был таков, что рассматривать цифровые карты как отдельный рыночный сегмент никому бы не пришло в голову, вспоминает он. А сейчас объем рынка цифровых карт составляет около $1 млрд в год, считает исполнительный директор «Русских навигационных технологий» (РНТ) Иван Нечаев. Средние темпы его роста до кризиса 2008–2009 гг. составляли примерно 20% в год, такую же динамику рынок продемонстрирует и в 2010 г., прогнозирует он.

Росту рынка цифровых карт способствует несколько факторов, считает Нечаев. Во-первых, растущий спрос нефтегазовых и логистических компаний на «электронную картографию». В прошлом году они потратили на цифровые карты не менее $200–300 млн, считает Нечаев. Во-вторых, активно растет спрос на автонавигаторы. И в-третьих, в картографию стало инвестировать государство, развивающее навигационную систему «Глонасс» (см. врез).

В дальнейшем объем рынка цифровых карт может составить десятки миллиардов долларов, полагает Нечаев. Это обусловлено развитием геосоциальных сервисов – например, социальных сетей с возможностью подбора собеседников с учетом их местонахождения. В идеале это должно работать так. Допустим, вы ищете партнера для утренней велопрогулки по ближайшему парку или кого-то, с кем можно поиграть вечером в бадминтон во дворе. Для этого вы входите в геосоциальную сеть, находите соседей, разделяющих ваши пристрастия, связываетесь и договариваетесь о встрече.

Как вы карту назовете

Перечислить все типы карт, встречающихся на российском рынке, в рамках одной статьи невозможно. Только для автодорожной навигации используется три вида карт, рассказывает Виктор Лопатин, вице-президент «Вобис компьютера» (занимается дистрибуцией спутниковых навигаторов).

По его классификации, это, во-первых, on-board навигация, когда электронная карта вместе с навигационной программой заранее установлена в навигаторе. В этой категории наиболее популярны карты от «Навитела», «Ситигида» и «Прогорода», считает Лопатин. Второй тип дорожных навигационных карт – off-board. Часть электронной карты, соответствующая вашему текущему местоположению, автоматически подгружается с сервера в навигационную программу через мобильную сеть 3G или GPRS. Среди поставщиков таких решений Лопатин выделяет «Навифон», Telmap и «Телепроводник». К этой же категории он относит мобильное приложение «Яндекс.Пробки» и навигационные проекты Google Maps и «Карты.Mail.ru».

Еще один востребованный ГИС-сервис – поиск на карте так называемых точек интереса (Points of Interest, PoI). Это могут быть магазины, рестораны, стадионы, АЗС, банкоматы и т. п. Если в большинстве навигационных программ базы PоI поставляются вместе с периодически обновляемыми картами и потому быстро устаревают, то на интернет-порталах они постоянно обновляются, в том числе самими пользователями. По мнению Лопатина, следующий уровень развития этих сервисов – так называемые динамические PоI. Это объекты и места, которые могут менять координаты: аварии, строительные работы, милицейские посты, мобильные камеры слежения и т. п.

Наибольшим спросом пользуются карты, на которых основаны популярные ГИС-сервисы, отмечает руководитель службы геоинформационных сервисов «Яндекса» Мария Лауфер. Это поиск географических названий и почтовых адресов, который построен на общегеографической карте и подробных картах городов, поиск организаций и «Яндекс.Пробки».

Особенно популярны три вида карт: навигационные, кадастровые и актуальные топографические карты, включая планы городов, указывает гендиректор TeleAtlas Rus Максим Хромов.

Следующим этапом развития российского картографического рынка станет создание тематических, нишевых карт, считает Ушаков из Data+. Например, туристам пригодилась бы городская карта, отображающая уровень преступности от района к району, предполагает он, а водителям – показывающая городскую динамику ДТП и места, где они случаются чаще всего. В России подобных карт пока нет, но зарубежные продукты такого рода демонстрировались в июле 2010 г. на конгрессе Environmental Systems Research Institute в Сан-Диего.

Российское – значит подробное

Сейчас на российском рынке представлены три основные группы производителей цифровых карт. Это предприятия бывшей Роскартографии (аэрогеодезические предприятия, центры геоинформатики и проч.), частные российские компании и российские представители зарубежных компаний, перечисляет Хромов из TeleAtlas.

На мировом рынке цифровых карт для частных пользователей доминируют Navteq (принадлежит Nokia) и TeleAtlas (принадлежит производителю навигаторов TomTom). Но в России основными участниками рынка пока являются отечественные картографы, указывает Лопатин. По его оценке, наибольшим спросом здесь пользуются карты «Навител»: они наиболее полно покрывают территорию России, учитывают российскую систему адресации домов, содержат богатые базы данных PоI. Учитывая, что все смартфоны Nokia, поставляемые в Россию с предустановленными навигационными программами, укомплектованы картами Navteq, эта компания на 2-м месте. Далее идут отечественные «Ситигид» и «Прогород», а замыкает пятерку компания TeleAtlas, говорит Лопатин.

Если вы собираетесь путешествовать по конкретным регионам России, лучше выбрать карту отечественного производителя, возможно даже регионального, советует Нечаев из РНТ. Это может быть продукция государственного геодезического предприятия: такие структуры хорошо знают свой регион, добавляет он. Иное дело Москва и Петербург: их автомобильные карты даже иностранного производства уже мало чем уступают российским.

80% продаж автомобильных навигаторов приходится на Москву и Петербург, поэтому качество карт именно этих регионов стоит на первом месте. И карты Navteq мало в чем уступают картам «Навитела», соглашается Лопатин. Хотя преимущество карт «Навитела» – наличие множества PоI, контуров домов с российской адресацией. По мнению Лопатина, «Навител» больше ориентируется на потребителя, который привык к бумажным атласам и картам, а Navteq уже многие годы продает карты, в первую очередь ориентированные на навигацию во время движения.