Мобилизация межгорода

Четыре года назад операторы фиксированной связи безраздельно господствовали на рынке междугородной и международной (дальней) связи, а сейчас их доля не превышает 30–40% и продолжает падать. Почему так произошло?

Позиции сотовых компаний на рынке дальней связи укрепляются, подтверждает Федорова. По итогам первого полугодия 2010 г. их доля приблизилась к 70%, считает гендиректор МТТ Эльдар Разроев.

Во-первых, все операторы сотовой «большой тройки» обзавелись «дочками», владеющими магистральными каналами и обслуживающими пользователей фиксированной связи. Примеру «Вымпелкома», купившего GT, последовала МТС, установившая контроль над «Комстар-ОТС». А «Мегафон» недавно приобрел «Синтерру».

До 2006 г. все российские операторы были обязаны пропускать междугородные и международные звонки через сеть «Ростелекома» и его доля на рынке дальней связи превышала 70%, вспоминает аналитик iKS-Consulting Юлия Федорова. Но затем лицензии на эти услуги стали получать другие операторы – сначала фиксированной связи (с 2006 г.), а за ними и сотовые (с 2008 г.). Доля «Ростелекома» поползла вниз и по итогам 2009 г. составила, по оценке iKS-Consulting, 25,6%, а доля сотовиков подобралась вплотную к 60%.

В 2008 г. «Вымпелком» приобрел оператора фиксированной связи Golden Telecom (GT), который к тому времени уже был серьезно представлен на рынке дальней связи, и сейчас группа занимает «устойчивое» второе место по объемам междугородного и международного трафика, уступая только «Ростелекому», утверждает вице-президент по развитию корпоративного бизнеса «Вымпелкома» Андрей Патока.

Как им это удалось?

Во-вторых, тенденция роста доли сотовых компаний на рынке дальней связи имеет «объективный глобальный характер», считает представитель «Ростелекома». Звонить по мобильному просто удобнее: он всегда под рукой. По оценке Mobile Research Group, на руках у россиян 89 млн мобильников А стационарных телефонов для местных вызовов, по данным Минкомсвязи, на конец июня 2010 г. действовало лишь 45 млн.

Но дело не только в удобстве: услуги сотовых компаний постоянно дешевеют. По данным Минэкономразвития, ссылающегося на оценки аналитических агентств, в среднем по России сотовая дальняя связь даже дешевле фиксированной на 11%.

Монополия на ценник

Сотовые операторы делают все для того, чтобы добиться ценового паритета с сетями фиксированной связи. МТС запустила в этом году целый ряд продуктов, позволяющих экономить на мобильной междугородной (например, «пакеты на межгород»: все звонки по России за 1–3 руб. в минуту) и международной (от 3,9 до 49,9 руб. в минуту в зависимости от направления) связи, напоминает ее представитель. Правда, месячная плата за подключение скидки на звонки в другие страны обойдется еще в 70–90 руб.

А «Вымпелком», по словам Патоки, постарался проникнуть в нишу, на которую раньше претендовали лишь операторы IP-телефонии, продававшие карточки. В качестве примера он приводит тарифы вроде «Добро пожаловать» (межгород – 3,95 руб. за первую минуту и 2 руб. за последующие; звонки в СНГ – 25 руб. за первые пять минут и 2 руб. за остальные).

«Мегафон» стремится предоставлять услуги дальней связи в первую очередь своим же пользователям фиксированной связи, упаковывая их вместе с остальными услугами, в том числе и с мобильной связью, говорит пресс-секретарь компании Татьяна Иванова. На такую «пакетированную» услугу можно установить любой ценник и абонент все равно будет ею пользоваться – у него просто не останется выбора, негодует Разроев.

Реванш фиксированных операторов?

Первой тревогу забила МТТ. Она разослала письма в Федеральную антимонопольную службу, Минкомсвязи и Минэкономразвития, заявив: операторы фиксированной связи подвергаются дискриминации. Если государство отменит плату за инициацию зонового вызова (которую оператор фиксированной или сотовой связи взимает с операторов дальней связи за каждый звонок его абонента на их сеть), а абоненты сотовых компаний смогут звонить в другие страны и города через альтернативные сети (в том числе фиксированные), просто набирая их коды с мобильного телефона, МТТ сможет снизить тарифы вдвое, утверждает Разроев.

Минэкономразвития предложило премьеру Владимиру Путину законодательно закрепить за сотовыми абонентами право выбора оператора дальней связи. Правда, в замечаниях Минкомсвязи говорится, что в России пока не разработан «технический алгоритм» для этого.

Чтобы ввести выбор оператора дальней связи в сотовых сетях, требуется «кардинальная техническая и технологическая модернизация» этих сетей, уверяет представитель МТС, ссылаясь на исследование ЦНИСС, проведенное год назад по заказу Минкомсвязи. Введение такой услуги на сетях мобильной связи не представляет серьезной технической проблемы, возражает Патока. Но он сомневается, что это существенно изменит ситуацию на рынке.