Чемезов не взлетел

«Российские технологии» закрывают «Росавиа». Компания, учрежденная под этот проект, просит суд признать себя банкротом

В несостоявшемся проекте по созданию конкурента «Аэрофлота» – «Росавиа» – вот-вот будет поставлена точка. ОАО «Авиакомпания» (структура создана мэрией Москвы и госкорпорацией «Ростехнологии» 49 на 51%; на ее базе планировалось формировать нового перевозчика) подало заявление о банкротстве, говорится на сайте Арбитражного суда Москвы.

Начинался проект очень амбициозно. В 2008 г. «Ростехнологии» получили от государства доли в 11 перевозчиках, в том числе в авиакомпаниях альянса «Эйрюнион» (крупнейшие – «Красноярские авиалинии» и «Домодедовские авиалинии»), а также в ГТК «Россия», «Владивосток авиа» и «Оренбургских авиалиниях». Гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов даже объявил, что его цель – создать конкурента «Аэрофлоту». Но в августе альянс «Эйрюнион» из-за многомиллионных долгов перевозчиков альянса прекратил летать, а затем и обанкротился.

Тогда «Ростехнологии» нашли другого партнера – мэрию Москвы с ее «Атлант союзом». Чемезов и мэр Москвы Юрий Лужков даже писали письмо в ФАС с просьбой проверить на предмет соответствия антимонопольному законодательству получение «Аэрофлотом» роялти от иностранных авиакомпаний за полеты над Россией.

Но и тут камнем преткновения стали долги, теперь уже московского перевозчика. После длительных и безрезультатных переговоров мэрия и госкорпорация прекратили сотрудничество.

Участники рынка с самого начала скептически относились к появлению нового игрока. Бывший гендиректор «Аэрофлота», а нынче заместитель министра транспорта Валерий Окулов назвал проект «мыльным пузырем». Момент для создания авиакомпании [кризисный 2008 год] выбран неудачный: деньги дорожают, пассажиропоток падает, указывал гендиректор группы компаний S7 (владеет «Сибирью») Владислав Филев. Да и активы, на базе которых предполагалось строить авиакомпанию, оставляли желать лучшего.

Их предсказания оказались пророческими. В итоге «Ростехнологии» договорились о передаче активов (их осталось только шесть – ФГУПы ГТК «Россия», Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа», а также «Саратовские авиалинии», «Сахалинские авиатрассы» и «Владивосток авиа») «Аэрофлоту» в обмен на долю в нем. Сейчас эти компании переданы флагману авиаперевозок в управление. Между сторонами есть соглашение, по которому «Аэрофлот» может назначать в передаваемые ему компании менеджеров, а также в будущем брать у госкорпорации в лизинг самолеты («Ростехнологии», подведя итоги тендера на поставку 50 среднемагистральных лайнеров, подписали соглашение с Boeing). ФГУПы будут акционированы в этом году – начале следующего, рассказали источники, близкие к «Аэрофлоту» и «Ростехнологиям». После чего «Росоценка» определит стоимость авиаактивов госкорпорации. Доля «Ростехнологий» будет небольшой, добавляют собеседники «Ведомостей». Ранее говорилось о 4–10%.