Компания недели: Marshall Capital Partners


История с Marshall Capital Partners и ее управляющим партнером Константином Малофеевым, которого гендиректор «Связьинвеста» обозвал «великим рейдером России», – это не просто очередная история про то, как частная компания присосалась к государственной, чтобы разделить с ее начальниками большой бюджет. Тут вопрос политический.

Вспомним, как Marshall появилась в «Связьинвесте». Малофеев вошел в совет директоров этой государственной компании, можно сказать, по президентскому призыву. Назначение независимых директоров в советы госкомпаний чуть ли не первая тема, которую закрепил за собой, став президентом, Дмитрий Медведев. Сама идея выглядит очень здравой. Вместо чиновников, которые в советах ни за что не отвечают (они голосуют по директиве, подписанной высшим чиновником), ничего не делают (все бумаги готовят профильные ведомства) и времени не имеют на директорство, ввести туда независимых, ответственных, инициативных бизнесменов.

Малофеев как раз такой: работал в «Интерросе», Renaissance, МДМ-банке, потом сделал Marshall – вкладывался в акции, в землю, в производство детского питания («Нутритек»). Учитывая сельскохозяйственную направленность инвестиций, забавно, что председателем совета директоров Marshall числится бывший замминистра сельского хозяйства (2001–2005 гг.). В общем, ничего особенного.

И вот в 2009 г. Малофеева ввели в совет «Связьинвеста». Прошло полтора года – и инициатива, как говорится, полезла изо всех щелей. На днях официально объявлено, что Marshall собрала акции компаний связи в таком количестве, что рассчитывает обменять их на 7% объединенного «Ростелекома» (фактически – на 7% отрасли связи, ее государственной части). Недоуволившийся гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко официально сообщает, что Marshall создает суперкомпанию, которая является основным подрядчиком «Связьинвеста» по освоению его бюджета на строительство сетей (только в этом году – 12 млрд руб.). Причем создает рейдерскими методами, перекрывая владельцам подрядчиков финансирование, чтобы они согласились отдать акции. Еще Юрченко говорит, что «Связьинвест» необъяснимо дорого готов платить за свои последние приобретения. Ну а неофициально многие говорят, что российской связью «рулит Малофеев».

Наверняка это преувеличение. Но у меня вопрос: в остальных госкомпаниях, куда введены независимые директора, такая же, как Юрченко говорит, «воровайка»?