Вектор


Бонды «Спящая красавица»

Голландский Rabobank, существующий 110 лет, разместил 100-летние облигации на $350 млн. Спрос на такие инструменты есть. Из-за низких процентных ставок инвесторы готовы вкладываться в надежные инструменты, если они обещают больший доход. Rabobank, имеющий рейтинг ААА, разместил выпуск под 5,8% годовых. Это не так много. По данным Goldman Sachs, среднегодовая доходность 30-летних казначейских бондов за последние 20 лет составила 5,83%. 100-летние облигации не такая уж редкость для рынка. В августе такой выпуск разместила железнодорожная Norfolk Southern. В 1993 г. с доходностью 7,55% 100-летние бонды продала The Walt Disney – рынок окрестил их «Спящая красавица». Есть такие выпуски у Anadarko Petroleum, Apache, Burlington Northern Santa Fe, Coca-Cola, FeEx, Ford и IBM, а у Canadian Pacific есть даже 1000-летний выпуск.

Результаты этих инструментов радуют инвесторов не всегда. Например, в кризис 100-летние бонды Ford подешевели до $0,15 на каждый вложенный доллар. Сейчас они торгуются на уровне 90% от номинала. Но 100-летние бонды покупают инвесторы, готовые держать до погашения. Такие инструменты нужны, например, компаниям, занимающимся страхованием жизни, и пенсионным фондам – это активы, соответствующие долгосрочным обязательствам. Выпуск Rabobank раскупили два десятка инвесторов. Для сравнения: у 10-летнего выпуска было бы порядка 200 покупателей.

Год на борьбу

Россия серьезно настроена не позволить ЕС нарушить ее монополию на закупки газа в СНГ – как это удалось Китаю в Туркменистане. Сейчас главная борьба развернулась за газ Азербайджана. Топливо будет не скоро – после запуска второй фазы гигантского проекта «Шах-Дениз». А добыча там стартует в конце 2016 – начале 2017 г., заявил вчера начальник управления азербайджанской госмонополии ГНКАР Кямал Аббасов. К октябрю следующего года Азербайджан планирует подписать контракты с покупателями. «Газпром» уже заявлял, что готов купить весь газ. То же обещали и участники газопроводного проекта Nabucсo. Теперь главное для «Газпрома» – чтобы Азербайджан не вспомнил о споре монополиста с Туркменистаном: в кризисном 2009 году «Газпром» сократил там закупки. А еще – пообещать максимальную цену. Ее не обязательно платить – надо просто добиться того, чтобы Nabucco передумали строить. И на все это есть ровно год.

Забыли спросить

Российский Минсельхоз не исключает создания пула стран – экспортеров зерна из России, Украины и Казахстана, заявил директор департамента министерства Кирилл Колончин (цитата по «Прайм-ТАСС»). Президент украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко назвал пул абстракцией.

Даже если Украина согласится войти в пул, есть еще одна сторона – собственно потребители из Северной Африки и Ближнего Востока: станут ли они вообще после экстренного запрета на экспорт покупать российское зерно? В начале недели на сайте «АПК-информ» появились данные, что египетское министерство торговли намерено применить штрафные санкции к двум торговым компаниям, не поставившим 120 000 т пшеницы из России под прикрытием эмбарго, хотя поставка должна была состояться до вступления запрета в силу. А Филиппины отказались от закупленных 123 000 т пшеницы из Причерноморья, в том числе 63 000 т из России с поставкой в октябре. Так что большой вопрос, примет ли мировой рынок Россию – зернового экспортера обратно.

Социальная Google

Исполнительный директор Google Эрик Шмидт подтвердил, что компания создает собственную социальную сеть Google Me – возможно, она откроется уже этой осенью. Шмидт говорит, что сеть не станет копией уже существующих аналогов, например Facebook. Google намерена создать «социальную надстройку» над другими своими сервисами, например почтой Gmail. Собственно, уже одна социальная сеть – Orkut у Google уже есть, но сравниться по популярности с Facebook или той же Gmail она не может.

Социальная сеть не типичный с точки зрения идеологии проект для Google, стремящейся быть первой во всем. Компания первой интегрировала в поиск геоинформационные сервисы, создала Gmail, ставшую стандартом для современных почтовых систем, купила популярный сетевой видеосервис YouTube. Но популярность, посещаемость и, следовательно, рекламоемкость социальных сетей заставила даже такого поискового гиганта, как Google, обратиться к сегменту рынка, освоенному конкурентами. Кстати, Google уже доказывала, что успешно может оперировать на поляне, казалось бы, окончательно занятой другими игроками. Например, по данным Gartner, во II квартале 2010 г. доля мобильных устройств с ее операционной системой Android на мировом рынке достигла 10,6% – во II квартале прошлого года доля таких гаджетов составляла всего лишь 1,8%.