Банки без кислорода

Гендиректор JPMorgan Chase Джеймс Даймон недоволен реформой финансового сектора США и требованиями «Базель III». Он даже пригрозил уходом из совета директоров Федерального резервного банка Нью-Йорка

Даймон недоволен положением закона о реформе финансового сектора США (закон Додда – Фрэнка), лишающего банкиров права голоса при выборе президентов 12 региональных банков Федеральной резервной системы США (ФРС). Федеральный резервный банк Нью-Йорка (ФРБ Нью-Йорка) намерен пойти дальше и изменить правила назначений на другие посты.

Ужесточение политики ФРБ Нью-Йорка связано с конфликтом интересов, который обострился в кризис. Критики упрекали ФРС в слишком тесных связях с банками, которые она регулирует. В мае 2009 г. с поста председателя совета директоров ФРБ Нью-Йорка был вынужден уйти Стивен Фридман, ранее возглавлявший совет в Goldman Sachs. Выяснилось, что, занимая пост в ФРБ Нью-Йорка, Фридман покупал акции Goldman. «Мы постарались оценить ответственность директоров резервных банков в масштабе системы», – отмечает представитель ФРС.

Даймон обеспокоен, что, хотя роль банкиров в управлении региональными банками снизится, обязательства, которые могут привести к юридической ответственности, у них останутся. «Джейми затронул вопрос о юридической возможности для банкиров-директоров выполнять фидуциарные обязанности при новом законе, а это совсем не очевидно», – говорит источник, знакомый с ситуацией в ФРБ Нью-Йорка. В совет банка входят три банкира: Даймон, гендиректор Banco Popular de Puerto Rico Ричард Каррион и гендиректор Adirondack Trust Чарльз Уэйтс.

Требования «Базель III» по капиталу и ликвидности банков выльются в удорожание кредитов для их клиентов, говорит Даймон. За уровень достаточности капитала JPMorgan он спокоен и обещает, что в этом смысле банк «будет в порядке». Труднее JPMorgan, имеющему одно из крупнейших в мире подразделений деривативов, выполнить требование закона Додда – Фрэнка выделить его в «дочку». «Это настоящая боль, это операционный кошмар», – говорит Даймон. Из-за этого требования бизнес уйдет от традиционных банков к слабо регулируемым «небанковским монстрам», например хедж-фондам.