Закаев свободен


Варшавский суд в субботу отказал в аресте Ахмеда Закаева, сославшись на то, что в Великобритании ему присвоен статус политического беженца. Объявленный Россией в международный розыск глава так называемого правительства Ичкерии в изгнании был задержан по запросу местной прокуратуры в пятницу. В Польшу он прибыл на Всемирный конгресс чеченского народа.

Запрос на экстрадицию еще не поступал, а решение суда не является окончательным, сообщил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь окружного суда Варшавы Войцех Малек, если запрос поступит до того, как Закаев покинет Польшу, он должен будет являться на слушания. Генпрокуратура России, по словам ее представителя Марины Гридневой, начала переводить на польский необходимые документы.

Москва объявила Закаева в розыск в 2001 г. по обвинению в убийствах, похищениях людей, организации вооруженного мятежа, терроризме. В 2002 г. его отказалась выдать Дания, где проходил аналогичный конгресс, в 2003 г. он получил статус политического беженца в Великобритании.

Закаев – последняя видная фигура сепаратистов за границей, его возвращение означало бы окончательное завершение истории с Ичкерией, говорит Абдула Истамулов из «СК-стратегии».

Президент Чечни Рамзан Кадыров заявил после задержания, что Закаева нужно посадить пожизненно, хотя в 2009 г. говорил о том, что тот может в любой момент вернуться на родину, поскольку не был непосредственным участником боев. Переговорщиком тогда выступил председатель парламента Чечни Дукваха Абдурахманов. Среди договоренностей было и решение провести совместный Всемирный конгресс, однако в последний момент Закаева, видимо, не устроило, что в Чечне он может рассчитывать максимум на пост замминистра культуры, знает один из участников переговоров.

Надежд на то, что Польша сделает то, что не сделали Англия и Дания, мало, но они были в силу того, что между Варшавой и Москвой стали устанавливаться особые отношения, говорит пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов. Соглашений об экстрадиции у России и Польши нет, отмечает бывший руководитель международного управления Генпрокуратуры Иса Костоев, Варшава может на это сослаться, но может и согласиться на условиях взаимности. Случаи экстрадиции задержанных в Польше людей в Россию были, но эти люди не играли роли в политике, напоминает Костоев.