В Третьяковской галерее выставлены рисунки из Лувра и Музея д'Орсе

Отбор рисунков для московской выставки главный хранитель графики Лувра произвела вежливо, но не щедрой рукой
С.Николаев

Главный французский музей привез в нашу национальную галерею выставку представительную, но, прямо скажем, суховатую. Название «Путешествовать и рисовать. Рисунки европейских мастеров из Лувра и музея Орсе. 1580–1900» обещает простодушному зрителю, всегда ждущему шедевров и сильных впечатлений, больше, чем дает экспозиция. Выставка скорее понравится знатокам, которые хрестоматийным уже налюбовались.

Среди 120 привезенных к нам из депозитария Лувра рисунков есть сделанные рукой великих: Яна Брейгеля Старшего, Ван Дейка, Пуссена, Давида, Делакруа, Моне, Гогена. Но не стоит обольщаться – как раз они представлены вещами скромными. Пуссен, например, зарисовкой фрагмента античной стелы, Моне – карандашным рисунком рыбацких барок. Эжену Делакруа повезло: из четырех привезенных акварелей три могут дать представление об особенностях его романтической марокканской серии. А две акварели его друга Ричарда Бонингтона ничего особенного об авторе не говорят.

Эффектнее работ великих выглядят сангины, гуаши, акварели художников второго эшелона. Изображение константинопольских девушек Жан-Этьена Лиотара или восточные пейзажи Антуана Монфора выигрывают как законченные вещи.

Надо отдать должное главному хранителю департамента графических искусств и комиссару выставки Катрин Луазель, она сделала все возможное, чтобы показ был максимально познавательным. Многочисленные тематические разделы выставки всесторонне отражают ее название и подробно рассказывают, каким образом и с какими целями художники в разные века путешествовали: из любознательности, для изучения античности, для получения романтических и экзотических впечатлений. А на вопрос «Ведомостей», почему так мало привезено знаменитых произведений, г-жа Луазель строго ответила, что условия, по которым рисунки дарились музею, не позволяют выпускать их на гастроли. Ответственная за графику Третьяковки Ирина Шуманова была откровеннее: хранители не любят выдавать лучшие вещи. Особенно рисунки – они хрупкие, светобоязненные, плохо переносят самолеты.

Люди Третьяковской галереи восприняли визит коллег во главе с директором Лувра Анри Луареттом восторженно, как скромные провинциальные чины инспекцию столичного генерала. Очень гордились, что французов удовлетворили условия экспонирования их рисованных ценностей. И это понятно: Лувр – великий музей, самый посещаемый в мире и технически оснащен – не чета нашим.