Деньги за старье запаздывают

За полгода действия программы утилизации петербургские дилеры получили из бюджета только около половины денег для компенсации скидок покупателям

Хлам в цифрах. 44

Дилера участвуют в программе утилизации на территории Петербурга и Ленобласти

4

Завода в городе и области принимают машины на переработку

50000

руб. скидка на покупку новой машины российского производства при сдаче старой на утилизацию

За полгода действия программы в Петербурге принято на утилизацию 12 603 автомобиля, свидетельствуют данные управления по обращению с отходами городской администрации.

Программа утилизации легковых машин старше 10 лет началась 8 марта, правительство выделило на нее 10 млрд руб., а в июне – еще столько же. Владелец старой машины может сдать ее в утилизацию, получив взамен скидку на покупку новой машины российского производства. Скидку должен компенсировать Минпромторг. За полгода министерство выдало дилерам в России 3,266 млрд руб., следует из текстов приказов ведомства, размещенных на его сайте, а петербургские дилеры получили только 305,5 млн руб. компенсаций.

Если все сдавшие автомобили приобрели новые, то общая скидка, предоставленная петербургскими автодилерами, должна была составить около 630 млн руб.

Самый крупный в Петербурге участник программы – дилер «АвтоВАЗа» «Питер-Лада» – за полгода продал со скидкой 3842 машины, из них 1724 – в головном автоцентре, рассказала директор по маркетингу «Питер-Лады» Виктория Чибышева. По ее словам, Минпромторг пока не полностью рассчитался с «Питер-Ладой». Кассовый разрыв создает сложную финансовую ситуацию, признает Чибышева. Но для дилера «АвтоВАЗа» программа важна – по сертификатам продается 70–80% машин, утверждает она.

Три дилера иномарок получили компенсации только за машины, проданные в мае, сообщили «Ведомостям» их сотрудники. Минпромторг далеко не со всеми начал рассчитываться за лето, «Аларм моторс» не исключение, говорит директор по продажам «Аларм моторс» (дилер Ford) Михаил Шевельков. Дилер GM «Атлант-М Лахта», которому Минпромторг должен с мая около 1 млн руб., летом отказался от продаж машин со скидкой по программе, рассказывает его гендиректор Евгений Пекарский. Другой дилер GM – «Лаура» не отказывается от участия в программе, но старается свести продажи по ней к минимуму, чтобы потом не ждать месяцами денег от министерства, признается член совета директоров компании Михаил Логутенко.

В продажах Ford «утилизационные» машины составляют около 10%, подсчитывает Шевельков. По его словам, производитель предоставляет дилерам двухмесячную отсрочку по оплате машины на размер скидки. Такая льгота для дилеров есть, подтвердил представитель Ford. Но Минпромторг задерживает выплаты и на более долгий срок, возмущается Шевельков.

Обилие необходимых документов, постоянно меняющиеся правила и долгий срок прохождения запросов в министерстве делают программу бессмысленной для дилеров, считает Пекарский. Ключевая проблема – неправильное оформление документов, утверждает представитель Минпромторга: при правильном и своевременном оформлении документов компенсация может поступить к дилеру через месяц. Дилер не может отказать владельцу сертификата в покупке автомобиля по программе утилизации, в случае жалобы от покупателя он будет исключен из программы, говорит представитель министерства.

Пекарский отмечает, что его компания готова дать скидку в 25 000 руб. и еще сделать клиенту подарок примерно на 3000 руб. «На таких условиях клиенты часто сами отказываются от утилизации», – утверждает он.