Последний ресурс: Поди к гадальщику


В конечном счете работа менеджера сводится к акту принятия решения. Вся предварительная работа – сбор необходимой информации, анализ собственных ресурсов и ограничений, рассмотрение различных сценариев возможных действий – кончается принятием решения и действиями, из него вытекающими.

Основная масса литературы по управлению организациями рассматривает различные аспекты поиска эффективных решений. При этом нигде вы не найдете таких слов, как «чувства», «эмоции», «состояния». Эти слова можно найти только в литературе по управлению персоналом. Но в реальной организации более половины принятых решений не имеют рациональных оснований.

«Мы живем в мужском мире. Мы не просто должны быть эффективными, но и постоянно доказывать этим козлам (мужчинам), что женщина лучший бизнесмен, чем они». Это мне говорят руководители фирмы, состоящей в основном из представителей прекрасного пола. «У меня работает лучший коммерческий директор в Москве, но я его все равно уволю. Чужой, холодный. Когда входит ко мне в кабинет, у меня челюсти сжимаются» – это говорит, естественно, собственник. «Я пойду туда, где есть интересная работа и собственник, с которым можно выстроить человеческие отношения», – говорит высококвалифицированный специалист.

Консультант по управлению, не владеющий языком чувств, не умеющий их диагностировать и с ними работать, в реальной организации долго не задержится. Как можно игнорировать совершенно уникальное умение хорошего руководителя чувствовать состояние подчиненных? Как выбирать значимых менеджеров, если игнорировать собственное ощущение: «Могу ли я доверять этому человеку?»

Говорят, в старых китайских банках была штатная должность гадальщика. Любого человека, который хотел получить кредит, посылали к нему. Тот мог гадать на бобах, на палочках или по старой книге, но на самом деле он пытался определить, что это за человек, можно ли ему доверять, и, если чувство доверия возникало, давал разрешение на выдачу кредита.

В российской культуре чувствовать разрешено только женщинам. Мужчины должны быть суровы, немногословны, решительны, стойки (дальше следует описание идеального солдата). Из чувств разрешено любить Родину-мать и свою маму и испытывать ненависть к врагу. Не принято мужчинам говорить о чувствах, в России это будет расцениваться как неприличная слабость.

Варлам Шаламов утверждал, что человек действует только на основе своих чувств, а разум дан для того, чтобы эти действия потом объяснять и оправдывать. Этот постулат подтверждает и мой анализ принятых организационных решений. Например, есть организации, где каждый пятый сотрудник работает в департаменте безопасности. Это невозможно объяснить, если не понимать, что за этими цифрами прячется сильнейшее чувство тревоги первого лица.

Что делают люди, если что-то происходит достаточно регулярно, рационального объяснения они не находят, а о чувствах разговаривать нельзя? Они придумывают новые слова, например: «Мы решения принимаем по умолчанию», «У нас так исторически сложилось», «Мы магазин открыли невольно». За всеми этими формулировками спрятаны чувства, лежащие в основе принятых решений.

Устойчивый миф, что человек рационален, а чувства только мешают ему и их надо подавлять, – огромная проблема российского менеджмента. Нет ни одной программы подготовки менеджеров, где акцент делался бы не на управленческие инструменты, а на тренинги взаимодействия, саморегуляции, активного слушания.

Не квадратик структуры управления управляет другим квадратиком, а человек управляет человеком. Основная задача управления – минимизировать неопределенности, существующие в организационном пространстве. Изучил клиента – неопределенности стало меньше, прописал и просчитал технологию бизнес-процесса – значительно ее уменьшил и т. д.

Область чувств в организационном пространстве занимает значительное место. Но в организациях отсутствует язык ее описания, нет умения с нею работать и живучи культурные запреты, и значит, имеют место многочисленные риски, игнорируемые менеджментом.