Брокер на проводе

Стремительное развитие информационных технологий открывает новые возможности для работы брокеров на фондовом рынке. Однако даже крупнейшие участники рынка пока не обходятся без операторов, проводящих сделки исключительно по телефону

Торговый зал, в центре стоит стол, а на нем сто телефонов, к которым подключены брокеры, банки и другие крупные игроки рынка. Так выглядит офис голосовых брокеров – компаний, предоставляющих исключительно услуги по сведению сделок между профучастниками с помощью простого телефона. С конечными продавцами и покупателями такие брокеры никак не связаны.

Классика жанра

Услугами голосовых брокеров по акциям пользуются все большие брокерские компании, говорит главный трейдер «Тройки диалог» Тимур Насардинов. Работает все просто: профучастник, желающий купить или продать валюту или ценные бумаги, сообщает об этом голосовому брокеру. Вместе с ценой он может обозначить и другие условия: продать определенный пакет только целиком или частями, потребовать полной анонимности и т. д. Брокер же начинает искать клиента и в случае успеха сводит двух профучастников для заключения сделки. «Это удобно, например, если речь идет о сделке на много миллионов, часто она гораздо сложнее, чем просто купи-продай, хотя понятно, что маленького частного инвестора с $1000 это не заинтересует», – говорит топ-менеджер крупной инвесткомпании. Между голосовым брокером и его клиентами заключается контракт, а голоса записываются, чтобы не было срывов сделок, рассказывает топ-менеджер одного из таких брокеров. «Кризис пережили хорошо, вся клиентская база работает, хоть и не в тех объемах», – констатирует гендиректор голосового брокера SBH Дмитрий Иванов. Все клиенты, которые остались на рынке, остались и с компанией, клиентская база увеличилась по ряду направлений на треть, говорит гендиректор брокера Premex Павел Гоцев. Сейчас у Premex около 600 клиентов.

Репо и второй эшелон

Основная специализация голосовых брокеров – второй эшелон, говорит главный трейдер «Уралсиба» Олег Воротницкий. «Торговля там имеет специфику, нет ликвидности, нет объемов, и в электронном виде выполнять заказы очень трудно», – уточняет он. При этом Насардинов отмечает: основные обороты голосовые брокеры получают на рынке репо в силу его «огромной емкости». «Можно получить лучшую цену и получить ее быстрее, кроме того, информацию, полученную на слух от голосового брокера, легче воспринимать, глаза устают смотреть в экран», – отмечает старший дилер Московского кредитного банка Михаил Парасенко. Чем менее ликвидная бумага, тем чаще «Ренессанс капитал» пользуется услугами голосовых брокеров, говорит его трейдер Дмитрий Куляшенец: когда спрэд 30–50%, никто не хочет ничего делать по биду и оферу, надо искать в рынке и хорошо, если есть единый центр, который собирает информацию, тогда не приходится обзванивать весь рынок.

Все включено

В мире есть два основных вектора развития голосовых брокеров, отмечает председатель совета директоров ИГ «Русские фонды» Сергей Васильев. Первый заключается в том, что голосовые брокеры объединяются с электронными, а по мере увеличения количества инструментов спрос на услуги голосовых брокеров со стороны банков и других брокеров растет. Второй заключается в том, что российский голосовой брокер скорее информационный. «Он сводит сделки, расчеты же участники производят самостоятельно, а крупнейший мировой голосовой брокер ICAP, например, сам производит и расчеты. И мы ведем переговоры с биржами, обсуждаем, как это можно реализовать в России», – говорит Васильев.

По оценке Гоцева, средний оборот голосового брокера из тройки лидеров составляет 0,5–1 трлн руб. в месяц. Комиссия обычного брокера составляет, как правило, 0,015% от сделки, а у голосового – 0,1–0,25%, рассказывает Воротницкий. Иванов в качестве ориентира называет 0,01%. А представители двух инвестдомов заверили, что платят по $50 за сделку с акциями.