До исчезновения изображения

Ретроспектива Алены Кирцовой – дневник живописца, женские признания и учебник по цвету
Ю. Аввакумов

Название этой выставки – «Вещество». Более подходящее – «Учебник по цвету» – уже было использовано Аленой Кирцовой для своей выставки. Все четыре этажа залов Московского музея современного искусства превращены в последовательный рассказ о познании цвета – как вещества, из которого состоит мир, как основы всего сущего. И это очень личная, перманентно переживаемая тема жизни и живописи художника Кирцовой.

Что цвет может быть единственным сюжетом картины, не она, конечно, придумала. Но русский человек имеет потребность идти своим путем, непременно объясняя себе самому, почему он так делает. Словно перед богом оправдывается. Эта национальная особенность у Кирцовой выглядит формальным эффектным приемом. Ее картины сгруппированы в серии-циклы, первые работы каждого еще сохраняют сюжет, к последним изображаемое превращается в комбинацию цветовых полос и фрагментов, а то и вовсе в закрашенный холст одного, сложно составленного цвета.

Вот окно в серый московский мир, вот от него остались только полосы и квадрат, вот городской пейзаж, в рисунке которого еще узнается угол брандмауэра, а вот чистая геометрическая композиция, понятно почему названная городским пейзажем. Знатоки искусства охотно говорят о модернизме и минимализме живописи Кирцовой. Простому человеку, которому Мондриан с Ротко не указ, и без слов понятно, почему именно этому художнику именно так понадобилось переживать и переписывать реальность. И он за это объяснение художнику благодарен.

Правда, глядя на некоторые ранние работы, на то же окно в небо, об утрате реальности начинаешь жалеть. В последних своих вещах Кирцова часто бывает слишком сдержанна и немногословна, даже кажется, что холодна. Так она к совершенству ближе, но от сочувствия, сопереживания – дальше.

Свою выставку Алена Кирцова выстроила как блестящий режиссер и декоратор. Все сделано по уму и безупречно по глазу. Понятна драматургия целого и соотношение частей, и уж конечно досконально разработана очень сложная цветовая палитра. Сама выставка – вся изысканный абстрактный пейзаж, созданный из сложнейших цветовых сочетаний.

Живопись здесь разумно разбавлена объектами – ящичками с битым стеклом, деревяшками и щебнем, ассоциирующимися с северными городами и берегами холодных морей. Есть немного графики и крашеных полос ткани – опыт перевода картин в пространство. И результат потрясающий – на выставке чувствуешь себя эстетически абсолютно комфортно, но если захочется теплоты и чувств, то лучше подняться на верхний этаж, к ранним работам, они о тревоге и одиночестве.