Ничего демонического

Многие считают, что достижение высоких постов связано с обманом и коварством. Но на самом деле в ходе построения карьеры нужно уметь правильно пользоваться такими простыми и понятными вещами, как доверие, лояльность и влияние

В наши дни ответственность на рабочем месте превышает формальную власть, – объясняет Джо Оуэн, предприниматель и автор книги «Власть на рабочем месте: искусство заставлять события случаться». – Мы больше не командуем и не контролируем. Чтобы добиться некой цели, вам необходим широкий круг людей, на которых вы можете оказать влияние и на поддержку которых можете рассчитывать. Иметь подобную опору – значит в самом деле иметь возможность влиять на события. Люди часто говорят об IQ (коэффициенте интеллекта) и EQ (коэффициенте эмоций), но часто забывают о такой вещи, как PQ (коэффициент власти, политический фактор). Вам нужны все три, чтобы опережать конкурентов».

Главное не в том, чтобы вы нравились, важно, чтобы вам доверяли и рассматривали вас как человека, который может оказаться полезным. Питер Шоу, тренер из Praesta, говорит, что обладать властью означает «быть человеком, чьи взгляды хочется разделять».

«Важно иметь последователей, – советует Шоу. – Проявляйте интерес к достижениям других и указывайте им на возможности». Конечно, вам придется иногда быть жестким с людьми, но быстрое решение трудных проблем приносит плоды в долгосрочной перспективе.

Оуэн считает, что для действительно эффективной политической базы нужно занимать правильную должность в правильной компании. В больших транснациональных корпорациях есть должности, перед которыми благоговеют окружающие. Хорошей должность может быть как с географической (например, в штаб-квартире французской компании в Париже), так и с функциональной точки зрения (скажем, в отделе маркетинга компании Procter & Gamble).

«Люди часто считают, что власть состоит в том, чтобы вцепиться в должность и деньги, – усмехается Шоу. – Но, как правило, все гораздо тоньше. Я однажды общался с человеком, который создал себе мощную политическую базу благодаря тому, что правильно посещал мероприятия, выбирая те, на которых присутствуют ключевые игроки. Он шел туда и задавал правильные вопросы».

Сери Родерик, партнер компании Pearn Kandola, утверждает, что подхалимаж легко распознается топ-менеджерами. Он также убежден, что, несмотря на стереотипы, надо избегать подлых приемов: «Люди обычно осторожно относятся к тем, кто пытается завоевать их доверие, и отлично распознают, когда их пытаются обмануть».

«Если вы проработали где-то 10 лет, у вас разветвленная сеть влияния и доверия, и это естественно, – говорит Оуэн. – Чтобы расширить границы влияния, осознанно распространяйте его за пределы компании, например на поставщиков и покупателей».