Джулия Робертс покажет, как надо есть, молиться и любить

Экранизация бестселлера Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» (Eat Pray Love) похожа на всю ту гору макулатуры, которая учит, как обрести духовность и счастье в личной жизни
OUTNOW.CH

Немолодая жительница Нью-Йорка Лиз Гилберт (Джулия Робертс) медленно и печально разводится с мужем. Потом не менее медленно и печально выясняет отношения с медитирующим молодым любовником, который не хочет превращать секс в рутину, поэтому предпочитает ароматические палочки. Затем героиня еще какое-то время тихо плачет, лежа на полу. И наконец, отправляется в терапевтический тур по миру: чтобы поесть (только не полуфабрикаты), духовно обогатиться (ну или типа того) и, главное, совершить то, что обязана совершить всякая героиня плохого женского фильма: «найти себя».

Этот редкой глупости сакральный поиск Лиз Гилберт по-западному технично разделила на три фазы: пищеварительную, духовную и орально-генитальную.

В Италии она селится у сварливой бабульки (аутентично), обретает друзей в виде скандинавки и ее итальянского любовника (трогательно), покупает джинсы на два размера больше (это раскрепощает), учит отдельные, не связанные между собой итальянские слова (в жизни пригодится) и в итоге самостоятельно заказывает в ресторане все меню два раза (м-м-м).

В Индии, которая для всех идиотов в кризисе обязательная остановка, Лиз усердно отгоняет мух во время медитации и уже не просто ищет себя, а по совету техасского алкоголика (Ричард Дженкинс) успешно учится себя прощать.

Ну и в финальной точке своего душеспасительного трипа – на Бали – героиня наконец обретает искомую гармонию между духом и телом: т. е. к медитациям теперь полагается добавлять немного Хавьера Бардема (по сюжету он бразильский ювелир).

Главная загадка в случае всей этой космической дребедени заключается в том, что автобиографическая книга реальной Лиз Гилберт, по которой и снята картина режиссера Райана Мерфи, держалась в топе бестселлеров по версии New York Times 150 недель. Многим девушкам она нравится.

Понравится им и фильм. И речь тут совсем не о том, что публика дура. Перед нами какой-то очень важный и пугающий культурный феномен: бестселлеры, озаглавленные в духе «50 способов найти Дао», ароматические палочки, поездки на Гоа – и миллионы вменяемых, образованных, вполне успешных людей в глубоком кризисе, которые во все это верят. «Секс в большом городе 2», «P. S. Я люблю тебя», теперь вот «Ешь, молись, люби» – игрушечный страусиный эскапизм, концентрированная банальность, возведенная в философию. «Найди себя», «счастье – внутри», «ты то, что ты ешь». Еще 15 лет назад невозможно было представить, что такие лозунги могут звучать не в комедии и не в развивающем диафильме на уроке биологии. И тем не менее так оно и есть: никому нет дела, что фильм небрежно сделан. Что персонажи сами забывают свои мотивировки (герой Бардема сначала говорит, что уехал на Бали, потому что «импортом и экспортом можно заниматься где угодно», а потом: «Ты должна переехать, потому что мой бизнес тут, на Бали»). Что самолет, на котором должна была улететь героиня в финале, просто исчезает из сценария, чтобы не вернуться в него никогда. Всем все равно. Главное, что спа-салон расположен недалеко от ашрама, а бразильский ювелир уже начал готовить курицу-карри.