Формула успеха Люцернского фестиваля – парад лучших оркестров мира

Парад лучших оркестров мира и концентрация превосходных концертов – формула успеха Люцернского фестиваля
M. Borggreve

Фестиваль в Люцерне по богатству, влиятельности и престижу всерьез соперничает с Зальцбургом – во всяком случае по части концертных программ. Люцерн оттягивает на себя публику и крупные музыкальные силы: с каждым годом его мощь и притягательность растут.

Ежегодно сюда, в один из самых романтичных и древних городов Швейцарии, съезжаются оркестровые тяжеловесы из Европы, Англии и Америки – как правило, первая тройка лидирующих оркестров Европы и пара лучших оркестров из США.

В этом году на фестивале выступил возглавляющий «большую пятерку» США Кливлендский симфонический, руководимый нежнейшим Францем Вельзер-Мёстом, австрийцем, равно уютно чувствующим себя как в оркестровой яме Венской оперы, так и на дирижерском подиуме в Цюрихе. Вслед за ним – лейпцигский Гевандхауз с Риккардо Шайи. Кульминация наступила, когда в Люцерн приехали подряд Берлинские филармоники с Саймоном Рэттлом и Концертгебау с Марисом Янсонсом. Меломанам впору было разорваться: ведь одновременно на фестивале разворачивалась и программа старинной музыки Alte Musik, и программа Moderne, куратором которой вот уже 10 лет является Пьер Булез. Скажем, параллельно с Берлинскими филармониками, фантастически точно, со сверхъестественным мастерством сыгравшими оркестровые пьесы Веберна, Шёнберга и Берга, в соседнем зале «Люцерн» Булез с оркестром Академии изощрялся в исполнении опусов Стравинского, Элиота Картера и того же Шёнберга.

Далее события разворачивались еще интереснее. В Люцерне впервые прозвучал новый Концерт для гобоя Родиона Щедрина: солировал Алексей Огринчук, дирижировал Марис Янсонс. А еще днем позже Янсонс потрясающе эмоционально провел Третью симфонию Малера: его дар вытаскивать на поверхность сокровенные смыслы партитуры проявился здесь вполне. В манере Янсонса все чаще сквозит пророческое видение: интерпретация малеровской симфонии была полна тревоги и света. Янсонс транслировал идею преодоления в самом высоком смысле слова: преодоление смертного ужаса и торжество человеческого духа.

Люцернский фест может позволить себе экстремальную концентрацию высококлассных музыкальных событий. Щедрая спонсорская подпитка идет от крупнейших швейцарских банков и предприятий, не говоря уже о поддержке города, кантона Люцерн и офиса люцернского туризма. Но не только деньгами определяется богатое содержание Люцернского фестиваля. Не меньшее значение имеет и умный менеджмент. С тех пор как на пост интенданта заступил Михаэль Хефлигер (а случилось это в 1999 г.), резко возросло количество концертов, программа стала объемней, расслоилась по направлениям, жанрам, авторам и исполнителям.

Теперь, изучая афишу, можно уверенно определить актуальные тренды в исполнительском искусстве и современной музыке, понять, кто находится на гребне волны, кого потащило вниз, а кто вообще выпал из колоды. В этом смысле Люцернский фестиваль дает непогрешимую и полную картину, так что гастроли в Люцерне Большого театра с концертным исполнением «Евгения Онегина» можно считать весьма обнадеживающим фактором.