Господдержка: прекратить нельзя продолжать

В прошлом году многие страны активно увеличивали госрасходы, чтобы стимулировать оказавшуюся в кризисе экономику. В 2010 г. правительства, испугавшись тяжелых последствий наращивания госдолга, озаботились сокращением бюджетного дефицита. Преждевременное сворачивание господдержки может спровоцировать новую рецессию, опасаются некоторые экономисты

Спор об уверенности. Жан-Клод Трише

председатель европейского центрального банка. «Сейчас для нас настало время очень жесткого управления бюджетом. Уверенность – ключевой фактор для обеспечения роста. И если у вас нет уверенности в устойчивости бюджетной политики, у вас не будет роста, потому что нет уверенности. Эти вещи взаимосвязаны» (июль 2010 г.)

Джордж Сорос

Председатель совета директоров Soros fund management, основатель института «Открытое общество». «Бывают времена, такие, как нынешнее, когда мы не можем рассчитывать на частный сектор в деле использования существующих ресурсов <...> Когда отсутствует уверенность, инвестиции и занятость должны стимулироваться правительством» (октябрь 2010 г.)

Поддержка нужна

Согласно опросу BBC World Service (проводился с июня по сентябрь в 22 странах среди 22 783 человек), за увеличение госрасходов на стимулирование экономики ратуют большинство жителей 14 из 22 стран (в среднем по всем странам – 56%), в том числе 91% египтян, 80% мексиканцев, по 78% россиян и индонезийцев, 73% нигерийцев. Но в Германии, Франции и США, уже выделивших большие деньги, против наращивания расходов выступают, соответственно, 58, 66 и 63%. В целом 51% хотят, чтобы правительства сокращали бюджетный дефицит и госдолг.

Кризис суверенного долга в Греции, которая в начале года оказалась на грани дефолта, после чего странам еврозоны пришлось ее спасать, а также резкий рост доходностей гособлигаций Ирландии, Испании и Португалии напугали правительства многих стран. С 2007 по 2010 г. бюджетный дефицит в развитых странах вырос в среднем примерно на 7 процентных пунктов ВВП. Стало ясно, что, несмотря на возобновление экономического роста после острой фазы кризиса, необходимо остановить процесс ухудшения государственных финансов. Правительства стали изыскивать возможности по повышению налогов и сокращению расходов.

Борьба с дефицитом

Постепенная корректировка бюджетной политики «крайне необходима», заявил в сентябре МВФ: не потому, что правительства, стимулируя экономику, утратили контроль над госрасходами, а потому, что несколько десятилетий подряд они наращивали заимствования. Ситуация в медленно растущих развитых странах гораздо тяжелее, чем в развивающихся, многие из которых растут быстро и имеют низкий уровень госдолга. По оценке профессора Эсвара Прэйсада из американского Cornell University, к 2015 г. на развитые страны будет приходиться 65% мирового производства, но 86% госдолга.

Дальнейший рост госдолга в конечном итоге спровоцирует повышение долгосрочных процентных ставок, что сделает обслуживание долга более дорогим и подорвет темпы экономического роста, а это еще больше усложнит попытки сбалансировать бюджет, считают в МВФ. «Задача сильно осложняется тем, что старение населения и глобальное потепление оказывают дополнительное давление на госфинансы», – заявил Карло Коттарелли, директор департамента бюджетной политики МВФ. Если ничего не делать, то государственный долг в крупнейших развитых странах достигнет, по оценке фонда, 200% ВВП к 2030 г. и превысит 440% к 2050 г.

Правительства многих стран стали предпринимать меры по сокращению бюджетного дефицита – как раз в то время, когда стали истекать госпрограммы стимулирования экономики. По оценке JPMorgan Chase, развитые страны в 2011 г. сократят первичный дефицит на 1,6 процентного пункта (это максимум с 1970 г., когда Организация экономического сотрудничества и развития начала собирать соответствующие данные). Это отнимет у роста ВВП 0,9 п. п. Завершение программ по поддержке экономики отнимет у США 1,3 п. п., у еврозоны – 0,7 п. п., у Великобритании – 2,4 п. п., считают в банке.

В США президент Барак Обама подписал закон, который обязует конгресс при принятии решений об увеличении расходов или снижении налогов исходить из того, что это не должно приводить к сокращению бюджетных поступлений. В Великобритании новое коалиционное правительство объявило о повышении налогов и самом масштабном за послевоенный период сокращении расходов. Германия планирует за счет сокращения расходов снизить бюджетный дефицит в ближайшие пять лет на 40%. По оценке Barclays Capital, это позволит Германии сократить дефицит с 4,3% в 2010 г. на 1 п. п. в 2011 г. и еще на 1 п. п. в 2012 г., а Великобритании – с 9,7% ВВП в этом году до 7,4% в следующем.

Но слишком раннее ужесточение бюджетной и денежной политики может поставить восстановление экономики под угрозу, предупредил на прошлой неделе инвестор-миллиардер Джордж Сорос, выступая в Колумбийском университете. «Когда машину заносит, то, чтобы она не перевернулась, нужно развернуть колеса в направлении заноса. Лишь после того, как вы снова установили контроль над машиной, можно изменить направление ее движения», – объяснял он. Поэтому в краткосрочной перспективе правительствам нужно поступать противоположно тому, как нужно действовать в долгосрочной, т. е. заменить сейчас своими деньгами деньги частного сектора, который отказывается финансировать экономику, считает Сорос.

Кейнсианцы против австрийцев

Противоречия между сторонниками наращивания стимулирующей поддержки и ужесточения бюджетной политики обострились после саммита в конце июня глав государств «большой двадцатки» в Торонто. Во время встречи президент США Барак Обама призывал больше внимания уделить экономическому росту, а руководители ведущих европейский стран, прежде всего канцлер Германии Ангела Меркель, выступали за балансировку бюджета. В результате лидеры «двадцатки» договорились сохранить уже существующие программы поддержки экономики, но пообещали (кроме Японии) вдвое сократить бюджетные дефициты к 2013 г. и начать к 2016 г. сокращать уровень государственного долга.

Сразу после саммита лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман опубликовал статью в New York Times, где назвал результаты встречи «глубоко обескураживающими».

«Правительства озабочены инфляцией, тогда как основная угроза заключается в дефляции, они проповедуют затягивание поясов, тогда как основная проблема – это недостаточные расходы», – писал он. Европейские чиновники заявляют, что повышение налогов и сокращение госрасходов улучшит бизнес-климат, повысит уверенность компаний и приведет к росту экономки, сетовал Кругман (буквально через несколько дней после публикации его статьи такое заявление сделал председатель Европейского центрального банка Жан-Клод Трише). «Но хотя в долгосрочном плане дисциплинированность в бюджетных вопросах важна, сокращение расходов во время депрессии, которое только усугубит эту депрессию и проложит дорогу дефляции, – это самоубийство», – утверждал Кругман.

В начале октября схожую позицию высказал другой нобелевский лауреат, Джозеф Стиглиц. «Многие страны сегодня преждевременно сокращают бюджетные расходы. Это снизит общий спрос, и рост серьезно замедлится, что может привести ко второй волне рецессии», – заявил он в интервью Sunday Telegraph.

Кругман верит, что кредитование, печатание денег и наращивание расходов ради самих расходов вытащат страну из рецессии, отмечает Уильям Андерсон, преподаватель экономики в Frostburg State University в Мэриленде и адъюнкт-профессор Института Людвига фон Мизеса. В основе позиции Кругмана, которого Андерсон называет последователем Джона Мейнарда Кейнса, – вера в то, что расширение кредитования и создание благосостояния – одно и то же. Сам Андерсон, придерживающийся точки зрения австрийской экономической школы, полагает, что это не так, ведь заимствование у будущих поколений – это не более чем требование об уплате долга из будущего благосостояния. Кроме того, правительство налагает огромные издержки, которые лишь усложняют производство благосостояния.

«Экономикам во всем мире нужно не наращивать печатание денег и заимствования, им нужно ликвидировать плохие, ошибочные инвестиции, которые были сделаны во время бума и которые правительства пытаются удержать на плаву», – заключает Андерсон.

В конце июня Сорос назвал политику Германии по сбалансированию бюджета слишком агрессивной и призвал, наоборот, к более агрессивным расходам со стороны Европейского инвестиционного банка, еще большему смягчению денежной политики ЕЦБ и наращиванию госрасходов. «Германия не только настаивает на соблюдении строгой бюджетной дисциплины в более слабых странах [еврозоны], но и сокращает собственный бюджетный дефицит, – заявил он неделю назад в Колумбийском университете. – Если и страны-кредиторы, и страны-должники урезают дефицит при высокой безработице, они запускают в странах-должниках дефляционную спираль. Сокращения занятости, налоговых поступлений и потребления усиливают друг друга <...> Но люди в [конкурентоспособной, имеющей торговый профицит] Германии вряд ли поймут это, потому что у них дела обстоят гораздо лучше, чем у других».

Евро не обладает таким статусом мировой резервной валюты, как доллар США, поэтому несоблюдение европейскими странами бюджетной дисциплины делает его уязвимым для атак валютных спекулянтов, возражает Эмити Шлэйес, колумнист Bloomberg и специалист по истории экономики, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. Балансировка бюджета, особенно вкупе с конкурентоспособной налоговой системой, должна помочь всей Европе выйти на траекторию роста и сделать единую валюту мировым лидером в долгосрочной перспективе, считает Шлэйес. И Германия здесь станет примером для других стран еврозоны.

В США сворачивание программ государственного стимулирования экономики Сорос объясняет политическими причинами, а не экономической необходимостью. «Сокращать госрасходы во времена масштабной безработицы – значит игнорировать все уроки Великой депрессии», – уверен он. При выделении госсредств необходимо провести разделение между инвестициями и текущим потреблением, наращивая первое и сокращая второе. Пока у США есть возможность занимать по минимальным ставкам, необходимо скорейшим образом устранять дисбалансы, в частности сокращать задолженность населения и торговый дефицит, стараясь наращивать госдолг по минимуму, но уж никак не сокращать бюджетный дефицит вдвое к 2013 г. Гораздо больше смысла и пользы, по Соросу, имеют инвестиции в инфраструктуру и образование.

Кризис суверенных долгов может «нанести сильный удар по восстановлению», говорится в докладе «О состоянии мировой экономики», который на прошлой неделе опубликовал МВФ. Риск тем более высок, что в следующие два года странам нужно рефинансировать около $4 трлн госдолга. Необходимы конкретные планы по сокращению госдолга и бюджетных дефицитов, но, если рост экономики замедлится сильнее, чем ожидается, некоторым странам, у которых еще сохраняются бюджетные возможности для увеличения госрасходов, стоит отложить планы по затягиванию поясов, советует МВФ.