Парижский барочный ансамбль оказался образцом живого совершенства

Выступление парижского барочного ансамбля Les Arts Florissants с музыкой Шарпантье и Перселла оказалось образцом живого совершенства

Теперь что ни концерт, что ни спектакль – то французы. Давно уже хочется поблагодарить те светлые умы, которые придумали Год Франции в России (надеюсь, французы у себя на наше искусство тоже не слишком ропщут), и лучшего повода, чем гастроль Les Arts Florissants, уже, наверное, не предвидится.

В вокальном составе ансамбля, впрочем, французов уравновешивают англичане: в частности, изумительный по легкости и точности тенор Эд Лайон, знакомый нам по «Орфею» Гайдна. А руководит им офранцузившийся американец, патриарх аутентизма Уильям Кристи. Первый и последний раз Les Arts Florissants приезжал к нам в конце 80-х, а существует он с 1979 г. Сегодня в ансамбле – музыканты и певцы разных поколений: состав при бессменном Кристи обновляется, традиции передаются из рук в руки, из уст в уста, и «Цветущим искусствам» не грозит увять или отцвесть.

Свое название ансамбль некогда позаимствовал у оперы Марка-Антуана Шарпантье – сегодня же исполнялось его другое произведение, короткая интермедия «Актеон», тогда как во втором отделении звучала тоже весьма короткая и популярная повсюду опера Перселла – «Дидона и Эней». Оба произведения созданы французским и английским композиторами почти одновременно (1684 и 1689), мало того, они находятся в одном мифологическом пространстве: в том лесу близ Карфагена, где охотятся новобрачные Дидона и Эней, видимо, течет ручей, в котором Актеон увидел купающуюся Диану, за что и был превращен в оленя. Рифма двух сюжетов была обыграна в концерте: неназванный режиссер повторил в опере Перселла весьма выразительную мизансцену из пасторали Шарпантье, где Диана льнет к Актеону, грустя о том, что творит с ним злополучное превращение.

Танцующий хор, резвящиеся солисты – это изящное действие было лишь дополнением к безукоризненному музицированию. Чистота пения не уступала складности игры, старинные инструменты в руках артистов жили как живые. Благообразный Уильям Кристи, дирижируя из-за клавесина, руководил музыкой точно, естественно и легко. Гармония установилась между нашим веком и эпохой Перселла и Шарпантье. Между собой они тоже поладили: британец с его трагизмом и сарказмом не перевесил светлого и игривого француза.