Налогоплательщики расплатятся за финансовый кризис

Рост бюджетного дефицита заставляет многие правительства повышать налоги. Им приходится изыскивать способы сделать это так, чтобы не подорвать восстановление экономики

Недавний опрос 600 бизнесменов из 26 стран, проведенный KPMG, показал, что лишь 1% в принципе считает повышение налогов приемлемым способом для правительства сократить бюджетный дефицит и долги. Но власти вряд ли довольствуются одним лишь сокращением расходов. «Мир входит в период повышения налогов, прежде всего налогов на потребление», к числу которых относятся НДС, налоги с продаж, акцизы, таможенные пошлины и др., говорится в докладе KPMG. Также могут быть введены новые экологические налоги, повышены налоги на недвижимость и, возможно, подоходный налог, считают эксперты компании.

С кого взять денег?

Выбор будет непростым. Слабость рынка жилья затрудняет повышение налогов на недвижимость, а высокая безработица – на доходы физлиц. Многие экономисты традиционно негативно относятся к повышению подоходного налога, так как оно отрицательно влияет на вовлеченность работников в производственный процесс и на производительность труда. Правительства некоторых стран (США, Ирландии, Великобритании) повысили верхнюю планку налога для наиболее состоятельных граждан. Это был популярный ход сразу после кризиса, так как в числе последних было много банкиров, но теперь чиновники опасаются, что это заставит богатых людей передислоцироваться в юрисдикции с более низкими налогами.

Повышение НДС затруднительно во многих странах Европы, где он и так уже высок. Правда, планы сделать это все-таки анонсировали Великобритания, Венгрия, Греция, Испания, Литва, Польша, Португалия, Румыния, Финляндия, Хорватия, а также Новая Зеландия. Аналогичную возможность рассматривают Мексика и Китай.

Ужесточение бюджетной политики породило первые протесты. В Австралии решение обложить налогом прибыль компаний, добывающих уголь и железную руду, привело летом к отставке правительства. А во Франции недавно прошли массовые демонстрации против повышения пенсионного возраста, которое должно облегчить бремя бюджетного финансирования пенсионной системы.

Нужно повышать налоги, в наименьшей степени подрывающие экономический рост, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, т. е. налоги на собственность и потребление, а не на доходы граждан и прибыль компаний. В США Техас, Орегон и Мичиган ввели налог с оборота, который «фактически похож на НДС», и ряд штатов могут последовать их примеру, говорит Филип Робинсон, директор глобальной практики по косвенным налогам Ernst & Young. А длящийся уже десятилетие тренд на снижение налога на прибыль компаний и повышение косвенных налогов в этом году только ускорился, отмечает Аннели Коллинз, директор по налоговой политике KPMG в Великобритании. Например, Великобритания планирует в ближайшие четыре года снизить налог на прибыль с 28 до 24%, а Австралия – с 28 до 30%. Снижают налог также Новая Зеландия, Корея и Венгрия. Россия в кризис снизила налог на прибыль с 24 до 20%; правительство намерено сохранить его на этом уровне, заявил на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин.

Но при этом правительства стараются расширить налоговую базу. В Германии и Швеции намереваются ввести налог на проценты по кредитам, который сейчас не взимается. А ужесточение борьбы с уклонением имеет и психологический эффект, показывая, что в период, когда всем приходится затягивать пояса, власти борются за справедливость.

Нефть, газ и фонд оплаты труда

В России налоги будут повышены впервые за долгий период преобразований системы налогообложения.

В кризис правительство снизило налог на прибыль предприятий за счет его федеральной части, ввело рассрочку на уплату НДС и заявительный порядок возмещения НДС, сократило сроки амортизации основных фондов. Из-за сокращения налогооблагаемой базы объем собираемых налогов упал почти на треть, дефицит бюджета в 2009 г. составил 5,9% ВВП, а без учета нефтегазового сектора – почти 14% (до кризиса не превышал 3,5%). Дефицитным бюджет будет оставаться ближайшие три года, что потребует наращивания госдолга – он вырастет с 11% ВВП в 2010 г. до 18% в 2013 г.

В кризис нефтяная отрасль первой получила налоговые льготы: когда нефть стремительно дешевела, правительство пересмотрело механизм расчета экспортной пошлины, что привело к ее снижению. Был снижен налог на добычу полезных ископаемых. Между тем эти две статьи составляют порядка 30% доходов бюджета.

Повышение налоговой нагрузки также в первую очередь коснулось нефтегазового сектора. Нефтяникам проиндексируют ставку НДПИ на 6,5% в 2012 г. и на 5,4% – в 2013 г. Кроме того, кризис помог Минфину впервые за последние годы добиться повышения НДПИ на газ: он повысится сразу на 61% в 2011 г., а в 2012 и 2013 гг. – еще на 5,9 и на 5,5%.

В 2009 г. правительство индексировало ставки акцизов на пиво, табак, слабоалкогольную продукцию, нефтепродукты. Проект бюджета на 2011–2013 гг., который в октябре должна утвердить Госдума, предполагает увеличение ставок водного налога, экспортных пошлин на никель и медь (были ранее обнулены), акцизов на бензин. Серьезному росту подверглись акцизы на табачную продукцию – в ближайшие три года они будут расти на 30–40% ежегодно.

По расчетам Минфина, повышение налогов принесет казне в 2011 г. дополнительные доходы в объеме 0,5% ВВП (примерно 3% всех доходов), 0,8 и 1,1% ВВП в следующие два года.

Налоговая нагрузка на экономику, по расчетам Минэкономразвития, за последние два года снизилась почти на 9 процентных пунктов ВВП (см. таблицу). В результате повышения налогов она составит в 2013 г. почти 34% ВВП, что сопоставимо с докризисным уровнем в странах ОЭСР.

Самое масштабное увеличение налоговой нагрузки произойдет на фонд оплаты труда. Решение о преобразовании единого социального налога в страховые взносы с повышением совокупной ставки с 26 до 34% было принято еще в 2008 г. Вступить в силу оно должно было с 2010 г., но из-за кризиса повышение взносов перенесли на год. По расчетам Минэкономразвития, рост ставки соцвзносов увеличит налоговую нагрузку на 1% ВВП, т. е. в масштабах 2011 г. окажется вдвое больше, чем все остальные повышенные налоги, вместе взятые. От повышенных соцвзносов освобождены компании с высокой интеллектуальной составляющей труда и, соответственно, высокой долей фонда оплаты труда в себестоимости продукции: инновационные производства, производители информационных технологий.

Нагрузку на сырьевые отрасли и подакцизные товары можно повышать, так как эти секторы быстро восстановились после кризиса, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Специфические ставки (фиксированная сумма в рублях), такие как НДПИ, должны индексироваться на уровне инфляции, считает он. Более серьезный ущерб бизнесу нанесет рост нагрузки на фонд оплаты труда – это удар по «экономике знаний», и он будет только препятствовать диверсификации экономики.

В целом же, считает Данилов-Данильян, государству нужно в первую очередь пересматривать статьи расходов: эффективнее оставить деньги у бизнеса, чем изымать их, а потом перераспределять через бюджет.

А вот повышать подоходный налог чиновники не планируют. В сентябре «Справедливая Россия» внесла в Госдуму поправки в Налоговый кодекс, вводящие прогрессивную шкалу, но правительство дало на них отрицательное заключение. За сохранение плоской шкалы неоднократно высказывался Путин, последний раз – неделю назад.