Вектор


Нужен ли «Южный поток»

Европа уже не самый перспективный рынок газа для России, признал вчера министр энергетики Сергей Шматко на правительственном совещании, которое было посвящено газовой стратегии России до 2030 г. Сейчас ЕС – главный рынок для «Газпрома», но Азия намного перспективнее, есть эксперты, которые называют европейский рынок стагнирующим, прирост спроса в ЕС до 2030 г. может составить всего 50 млрд куб. м, объяснял министр. В Европе очень серьезная конкуренция со стороны более дешевого сжиженного природного газа, а у России довольно высокие транспортные издержки (только в российской цене транспорт составляет в среднем 52%). Чтобы выдержать конкуренцию, нужно снижать транспортные издержки, это уже обсуждалось на правительственной комиссии по ТЭКу, будет обсуждаться на совете директоров «Газпрома». В общем, все очень серьезно, подытожил Шматко. Вот только теперь тем более непонятно, зачем тогда «Газпрому» строить новый газопровод в ЕС – «Южный поток», мощность которого может составить 61 млрд куб. м газа в год, а стоимость – до 25 млрд евро? Разве возврат таких капвложений позволит снизить цену и повысить конкурентоспособность российского газа?

Не договорились?

Не успели высохнуть чернила на соглашении о покупке Vimpelcom Ltd телекоммуникационных активов египетского бизнесмена Нагиба Савириса, еще не получены все необходимые одобрения от государств и акционеров, а эта «дочка» «Альфа-групп» (ей принадлежит 44,65% компании) уже грозит судом тем, кто покушается на ее будущие активы. Гендиректор Vimpelcom Ltd Александр Изосимов вчера сказал Financial Times, что, если правительство Алжира решится на национализацию принадлежащего OTH оператора Djezzy по цене ниже справедливой (он считает таковой $7,8 млрд) или вовсе не платя за актив, Vimpelcom Ltd будет вынуждена защищать свои права в суде. Единственным возможным компромиссом, по его словам, может стать продажа алжирскому правительству доли в Djezzy при условии сохранения контроля в нем у Vimpelcom Ltd. Между тем еще на прошлой неделе совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман, побывавший в Алжире в составе российской делегации, больше уповал на политическую поддержку и говорил, что «в такой непростой стране, как Алжир» без нее шансов на успех мало. Но хотя российский президент Дмитрий Медведев затронул тему Djezzy на встрече с главой правительства Алжира, уже на следующий день Изосимов, вернувшись из этой африканской страны, сообщил, что алжирские власти целенаправленно идут к национализации Djezzy. Видимо, политические рычаги исчерпаны?

Путь открыт

Немецкая Media Saturn Group, крупнейший в Европе продавец бытовой техники, ставит перед собой цель завоевать лидерство на российском рынке, сколько бы времени это ни потребовало. Группа в сентябре открыла в Москве первый магазин своей второй сети – Saturn, следующий откроется в Воронеже. Другая сеть группы – Media Markt работает в России четыре года, у нее 24 магазина, она третья по продажам бытовой техники после «Эльдорадо» и «М.видео».

Когда топ-менеджеры Media Markt в 2006 г. заявили о лидерских амбициях группы, эксперты и конкуренты посмеивались: к тому времени российский рынок делили «Эльдорадо», «М.видео», «Техносила» и «Мир», открывавшие свои магазины на всех мало-мальски интересных торговых площадях, и занять достойное место новому игроку было непросто. Кризис показал, что у отечественных ритейлеров много слабых мест и мало собственных средств: «Мир» был вынужден закрыться под тяжестью кредитов, «Техносила» борется за выживание, основателю «Эльдорадо» Игорю Яковлеву пришлось поделиться бизнесом с чешской PPF Group. Новые совладельцы сети отказались от эпатажной маркетинговой политики основателя – кстати, копировавшего Media Markt. В такой ситуации от Media Saturn требуются только инвестиции и терпение – а места на рынке теперь достаточно.