Ориентиры: Мертвый сезон заканчивается

Число офисов, заявленных к вводу в последнем квартале 2010 г., превышает 1 млн кв. м, свидетельствуют брокеры Jones Lang LaSalle (JLL).

Впрочем, опрошенные «Ведомостями» аналитики не сомневаются, что сдачу ряда объектов опять отложат. В III квартале, по предварительным данным JLL, в эксплуатацию поступило около 400 000 кв. м офисной недвижимости. Консультанты призывают девелоперов отказаться от спекулятивных проектов в пользу офисов built-to-suit.

В конце III квартала средний уровень вакантных площадей в классе В превысил 15%, а в классе А – 20%, оценивает Андрей Постников, член совета директоров JLL. «Пустых офисных новостроек в самых разных деловых районах Москвы (начиная от «Москва-сити» и заканчивая территориями у МКАД) достаточно», – признает он. По данным JLL, современные бизнес-центры занимают более 12 млн кв. м, арендаторы «сидят» примерно на 10,2 млн кв. м.

Но девелоперам и брокерам хотелось бы думать, что мертвый сезон на рынке офисов закончился. В III квартале было возобновлено строительство приостановленных во время кризиса проектов. Михаил Иоаннесянц, замдиректора департамента офисной недвижимости Knight Frank, говорит, что, хотя и в центре, и на периферии имеются вакантные площади, рынок начинает оживать: «Растущий спрос на качественные офисы в пределах ТТК уже очевиден».

Но в целом отношения собственников и клиентов на офисном рынке продолжают строиться по принципу «стенка на стенку», сожалеет Вера Зименкова-Думениго, партнер Cushman & Wakefield (C&W). Брокер считает, что девелоперам стоит «умерить амбиции». Вот уже несколько лет специалисты C&W предлагают им идею офисов built-to-suit. Проект – как правило, многофункциональный (офис плюс технический центр и/или лаборатория) – делается под конкретного клиента, который готов или финансировать его с самого начала, или впоследствии арендовать объект на продолжительный срок. Зименкова-Думениго вспоминает, что в свое время компания Samsung, желавшая возвести под штаб-квартиру высотку со специальной иллюминацией в центре Москвы, изучала возможности рынка, но не сошлась в цене с московскими девелоперами. По словам брокера C&W, сейчас есть частные компании (автомобильные или фармацевтические), которые скопили, к примеру, $40 млн и хотят построить офис своей мечты.

Гендиректор «Пробизнес-девелопмента», вице-президент Пробизнес-банка Дмитрий Ковальчук говорит, что «строить сейчас дороже, нежели взять готовое». Пробизнес-банк, по его словам, не стал использовать собственную девелоперскую структуру для строительства офиса, решив, что выгоднее приобрести его на рынке.