Резерв для роста есть
Производители шин вынуждены корректировать свои планы по наращиванию мощностей российских производств. Шинный рынок восстанавливается, но пока не достиг объемов рекордного для отрасли 2008 годаВ первом полугодии 2010 г. в России было продано 17,8 млн шин (для всех категорий колесных средств, доля легковых – 74%). Это на 21% больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в исследовании «Сибур – русские шины». Но, несмотря на рост, рынок так и не достиг рекордного для отрасли показателя в 28 млн шин, проданных в стране в первом полугодии 2008 г.
«Бурный рост шинного рынка обусловлен в первую очередь его резким сокращением в 2009 г.», – объясняет представитель «Сибур – русские шины». По данным компании, в первом полугодии 2009 г. в России удалось продать лишь 14,5 млн шин.
По данным исследования «Сибур – русские шины», в первом полугодии 2010 г. все шинные заводы, расположенные в России, поставили на рынок 10 млн шин. Michelin заняла 9% рынка, Nokian – 4%.
«Несмотря на снежную зиму, спрос на шины в прошлом году был низким, предприятия всех производителей оказались загружены примерно наполовину», – вспоминает сотрудник российского офиса Nokian Tyres. Открыв пять лет назад завод в Ленинградской области, Nokian Tyres постепенно довела его мощность с 1,5 млн до 8 млн шин в год. «Пока компания остановится на этом объеме, – говорит сотрудник Nokian. – Его более чем достаточно для удовлетворения спроса». Текущую загрузку российского завода компания не раскрывает, как и долю шин российского производства, которые экспортируются из страны. В начале 2007 г. руководство Nokian Tyres обещало, что к концу 2008 г. мощность всеволожского завода достигнет 10 млн шин в год. «Кризис скорректировал планы», – признается сотрудник Nokian.
Вслед за финнами в 2007 г. под Москвой свой завод открыла Michelin. Его мощность – 2,1 млн шин в год. Представитель компании отказался сообщить о планах развития производства.
Другие иностранные производители шин заводов в России пока не имеют. Весной 2008 г. стало известно о планах американской Goodyear построить завод в Ярославской области, но предприятия так и нет. В конце 2008 г. госкорпорация «Ростехнологии» подписала договор о намерениях с итальянским концерном Pirelli о строительстве в России шинного завода. Тогда глава госконцерна Сергей Чемезов обещал, что завод в Тольятти мощностью 4,2 млн шин в год и стоимостью 350–400 млн евро заработает уже к концу 2010 г. Представители компаний сейчас отказываются говорить о конкретных сроках реализации этого проекта. Похоже, что Pirelli в России успеет опередить японская компания Yokohama – она собирается в 2011 г. запустить в Липецкой области первую очередь завода мощностью 1,5 млн шин в год.
«Шинникам должны помочь восстановление автомобильного рынка и, соответственно, рост производства машин в России», – говорит руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. По данным «АСМ-холдинга», за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. производство легковых машин выросло на 90% до 698 134 штук, грузовиков – на 55% до 85 132.
«Первичный рынок интересен для крупных производителей, он дает в первую очередь гарантированный сбыт, – рассказывает сотрудник одного из иностранных шинных концернов, имеющих производство в России. – К тому же поднимает лояльность покупателей – в большинстве случаев они предпочитают приобретать на замену шины той же марки, как и в изначальной комплектации автомобиля». Но автопроизводители не будут закупать шины по той же цене, что и на вторичном рынке, при поставках на сборочные заводы она падает на 10–15%, рассказывает он.
Открыв завод рядом с петербургским заводом Ford, Nokian Tyres комплектовала российские Focus своими шинами, но, как только в Подмосковье заработал завод Michelin, автоконцерн сменил поставщика. «Nokian Tyres не нацелена на первичный рынок, стратегия компании не предусматривает поставки шин на автозаводы, исключения делаются лишь изредка», – объясняет гендиректор российского завода Nokian Tyres Андрей Пантюхов.
Michelin также поставляет шины для Toyota Camry петербургской сборки. А «Сибур – русские шины» с осени сменила обанкротившуюся Amtel, поставлявшую шины для Renault Logan и Sandero. Amtel, большая часть долгов которой перешла под контроль «Сибур – русские шины», – основной поставщик шин для «АвтоВАЗа».
«В 2009 г. кризис пошатнул розничные шинные сети, но самое сложное для ритейла еще впереди, – считает директор одной из розничных сетей по продаже шин. – Резкое сокращение продаж машин в конце 2008 – 2009 г. обернется провалом продаж шин года через 3–4, когда придет время менять их на новых машинах». За прошлый год продажи шин на вторичном рынке снизились примерно на 30%, оценивает он.
При этом весь шинный рынок в целом в 2009 г. сократился на 50% по сравнению с 2008 г., свидетельствуют данные «Сибур – русские шины». Продавцам помогла экстремально снежная зима, автовладельцам пришлось раскошелиться на новую резину, объясняет сотрудник еще одной сети шинных магазинов, работающих в Петербурге.