Резерв для роста есть

Производители шин вынуждены корректировать свои планы по наращиванию мощностей российских производств. Шинный рынок восстанавливается, но пока не достиг объемов рекордного для отрасли 2008 года

В первом полугодии 2010 г. в России было продано 17,8 млн шин (для всех категорий колесных средств, доля легковых – 74%). Это на 21% больше, чем за тот же период прошлого года, говорится в исследовании «Сибур – русские шины». Но, несмотря на рост, рынок так и не достиг рекордного для отрасли показателя в 28 млн шин, проданных в стране в первом полугодии 2008 г.

«Бурный рост шинного рынка обусловлен в первую очередь его резким сокращением в 2009 г.», – объясняет представитель «Сибур – русские шины». По данным компании, в первом полугодии 2009 г. в России удалось продать лишь 14,5 млн шин.

По данным исследования «Сибур – русские шины», в первом полугодии 2010 г. все шинные заводы, расположенные в России, поставили на рынок 10 млн шин. Michelin заняла 9% рынка, Nokian – 4%.

«Несмотря на снежную зиму, спрос на шины в прошлом году был низким, предприятия всех производителей оказались загружены примерно наполовину», – вспоминает сотрудник российского офиса Nokian Tyres. Открыв пять лет назад завод в Ленинградской области, Nokian Tyres постепенно довела его мощность с 1,5 млн до 8 млн шин в год. «Пока компания остановится на этом объеме, – говорит сотрудник Nokian. – Его более чем достаточно для удовлетворения спроса». Текущую загрузку российского завода компания не раскрывает, как и долю шин российского производства, которые экспортируются из страны. В начале 2007 г. руководство Nokian Tyres обещало, что к концу 2008 г. мощность всеволожского завода достигнет 10 млн шин в год. «Кризис скорректировал планы», – признается сотрудник Nokian.

Вслед за финнами в 2007 г. под Москвой свой завод открыла Michelin. Его мощность – 2,1 млн шин в год. Представитель компании отказался сообщить о планах развития производства.

Другие иностранные производители шин заводов в России пока не имеют. Весной 2008 г. стало известно о планах американской Goodyear построить завод в Ярославской области, но предприятия так и нет. В конце 2008 г. госкорпорация «Ростехнологии» подписала договор о намерениях с итальянским концерном Pirelli о строительстве в России шинного завода. Тогда глава госконцерна Сергей Чемезов обещал, что завод в Тольятти мощностью 4,2 млн шин в год и стоимостью 350–400 млн евро заработает уже к концу 2010 г. Представители компаний сейчас отказываются говорить о конкретных сроках реализации этого проекта. Похоже, что Pirelli в России успеет опередить японская компания Yokohama – она собирается в 2011 г. запустить в Липецкой области первую очередь завода мощностью 1,5 млн шин в год.

«Шинникам должны помочь восстановление автомобильного рынка и, соответственно, рост производства машин в России», – говорит руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. По данным «АСМ-холдинга», за восемь месяцев этого года по сравнению с тем же периодом 2009 г. производство легковых машин выросло на 90% до 698 134 штук, грузовиков – на 55% до 85 132.

«Первичный рынок интересен для крупных производителей, он дает в первую очередь гарантированный сбыт, – рассказывает сотрудник одного из иностранных шинных концернов, имеющих производство в России. – К тому же поднимает лояльность покупателей – в большинстве случаев они предпочитают приобретать на замену шины той же марки, как и в изначальной комплектации автомобиля». Но автопроизводители не будут закупать шины по той же цене, что и на вторичном рынке, при поставках на сборочные заводы она падает на 10–15%, рассказывает он.

Открыв завод рядом с петербургским заводом Ford, Nokian Tyres комплектовала российские Focus своими шинами, но, как только в Подмосковье заработал завод Michelin, автоконцерн сменил поставщика. «Nokian Tyres не нацелена на первичный рынок, стратегия компании не предусматривает поставки шин на автозаводы, исключения делаются лишь изредка», – объясняет гендиректор российского завода Nokian Tyres Андрей Пантюхов.

Michelin также поставляет шины для Toyota Camry петербургской сборки. А «Сибур – русские шины» с осени сменила обанкротившуюся Amtel, поставлявшую шины для Renault Logan и Sandero. Amtel, большая часть долгов которой перешла под контроль «Сибур – русские шины», – основной поставщик шин для «АвтоВАЗа».

«В 2009 г. кризис пошатнул розничные шинные сети, но самое сложное для ритейла еще впереди, – считает директор одной из розничных сетей по продаже шин. – Резкое сокращение продаж машин в конце 2008 – 2009 г. обернется провалом продаж шин года через 3–4, когда придет время менять их на новых машинах». За прошлый год продажи шин на вторичном рынке снизились примерно на 30%, оценивает он.

При этом весь шинный рынок в целом в 2009 г. сократился на 50% по сравнению с 2008 г., свидетельствуют данные «Сибур – русские шины». Продавцам помогла экстремально снежная зима, автовладельцам пришлось раскошелиться на новую резину, объясняет сотрудник еще одной сети шинных магазинов, работающих в Петербурге.