Фестиваль «Завтра – 2morrow» пережил кризис

Кинофестиваль «Завтра/2morrow», прошедший в Москве в четвертый раз, пережил кризис. Не страшно, если он связан только со сменой фестивальной команды. Плохо, если в результате окажется дискредитированной сама идея фестиваля актуального арт-кино
lequattrovolte.it

Делать серьезные выводы рано, пока не прошел новый фестиваль 2-in-1 (22–25 октября), афишу которого составляет бывший программный директор «Завтра», один из самых авторитетных российских кинокритиков – Алексей Медведев. Но сам факт разделения одного хорошего и важного фестиваля на два, проходящих с промежутком в неделю, способен расколоть (и уже расколол) сообщество профессиональных киноманов – от критиков и организаторов фестивального процесса до блогеров, пишущих о кино: когда вопрос «что смотреть?» сменяется вопросом «с кем дружить?», это достойно самых глубоких сожалений.

Можно свысока называть это ссорами в песочнице, до которых публике не должно быть никакого дела. Но в отличие от мейнстрима, который поддерживается массированной рекламой, в арт-кино именно сообщество заинтересованных людей распространяет информацию, делится оценками и впечатлениями, а в итоге формирует зрительский спрос – не важно, через СМИ или социальные сети. Так что от обид и конфронтаций в этой локальной среде проигрывают все: и фестиваль, получающий полупустые залы даже на фильмах, отмеченных Каннами или Локарно, и растерянные зрители, которым проще сходить в ближайший мультиплекс на голливудский боевик или через полгода скачать лакомый фестивальный фильм из интернета.

Но раскол – только часть проблемы.

Когда несколько лет назад по инициативе Ивана Дыховичного появилось «Завтра/2morrow», казалось, что найдена идеальная альтернатива громоздкому Московскому кинофестивалю: компактный, сжатый до одного уикенда международный киноконкурс с актуальной и хорошо сбалансированной программой, дающей возможность сравнить уже засвеченные на других фестивалях ленты с еще неизвестными. «Завтра» отвечало лучшим ожиданиям московской фестивальной публики. Зрителям было приятно наконец-то почувствовать себя наблюдателями живого сегодняшнего кинопроцесса, а не провинциалами, которым привозят хиты крупнейших кинофорумов только в комплекте с не вызывающими энтузиазма конкурсными фильмами ММКФ, отборщики которого намертво связаны амбициями «фестиваля категории А».

Именно эта идея современного независимого кинофестиваля в Москве подвергается сейчас проверке на выживаемость.

Потому что формально к четвертому «Завтра» придраться трудно. Благодаря генеральному спонсорству Audi у него была модная и дорогая обертка: отлично сделанные рекламные ролики, эффектные постеры и буклеты. Среди спецпоказов был каннский победитель этого года – фильм Апичатпонга Верасетакуна «Дядюшка Бунми, который помнил свои прошлые жизни». В параллельных программах – как минимум познавательные, а иногда отменного качества документальные фильмы о рок-музыке и киноандерграунде. На открытии показали «Воображаемые любови» модного канадского вундеркинда Ксавье Долана (тоже из недавней каннской программы). На закрытии был не только фильм маститого документалиста Джулиена Темпла «Секреты нефтяного города», но и его герои – легенда британской рок-сцены 70-х группа Dr. Feelgood.

Показательно, однако, что легенды отыграли получасовой концерт перед равнодушным, стремительно пустевшим залом: публика церемонии закрытия явно не была настроена на рок-н-ролл.

Похоже, ошибки нового программного директора «Завтра» Антона Мазурова – как раз в установке «я вам покажу, что по-настоящему круто, а кто не согласен – дураки». В агрессивном противопоставлении арт-хауса как настоящего искусства и голливудских фильмов как продукции, о которой серьезному критику должно быть стыдно писать. В несоответствии, наконец, обертки и содержания.

Эмблемой четвертого фестиваля «Завтра» была обмотанная кинопленкой лимонка. Слоганом – «Кино немедленного действия». Между тем конкурсные картины, включая фильм-победитель «Четырежды» (режиссер Микеланджело Фраммартино), тяготели к действию нарочито замедленному, медитативному. Пасутся козы, растет дерево, рождается козленок, умирает старик, время течет, и душа пребывает в этом вечном течении. Выбранные альтернативным жюри молодых кинокритиков «Зимние каникулы» Ли Хунци (уже получившие «Золотого леопарда» в Локарно) – тоже не адреналиновая гонка, а заторможенная, очень чисто сделанная комедия бытового абсурда. Хорошее кино, зачем в него лимонки подкладывать.