Научим и заставим

Приобретя тренерские навыки, 22-летний Петр Осипов из Чебоксар учит теперь таких же, как он, молодых и амбициозных, начинать бизнес и спуску им не дает

Проект «Бизнес-моло-дость», реализованный Петром Осиповым и его бизнес-партнером Михаилом Дашкиевым в конце июля нынешнего года, – одновременно стартап и технология помощи начинающим. Идея уже принесла авторам более 0,5 млн руб., восемь жизнеспособных проектов и известность в среде молодых бизнесменов.

Главная особенность «Бизнес-молодости» – ориентация на поддержку молодых. По словам Осипова, окончившего факультет политологии РГГУ, единственным условием прихода на тренинг является желание сделать бизнес и готовность работать. Еженедельные занятия проходят в режиме группового трехчасового тренинга. На них каждый из примерно 20–25 участников рассказывает об успехах за прошедшую неделю и планах на грядущую. «Мы заставляем людей делать бизнес здесь и сейчас, не откладывая решение конкретных проблем в долгий ящик, – говорит Осипов. – Сначала просим их сделать сайт или продать свою идею кому-нибудь». Методика «сделай, а потом приходи за информацией» буквально вынуждает участников получать опыт. В ближайшее время руководители планируют довести количество участников тренинга до 80 и сделать цикл занятий непрерывным.

На занятиях «Бизнес-моло-дости» тренер заставляет новичков выполнять много самостоятельной работы. У участников проекта есть обязанность ежедневно писать о своей деятельности на сайте. Тот, чьи результаты неудовлетворительны, вылетает из группы без права вернуться обратно и без возможности вернуть деньги. Возмездность – принципиальное условие. По словам организаторов, эффективность бесплатных мероприятий колеблется в районе 3–5%.

«Для создания бизнеса внутренняя мотивация намного важнее, чем способность оплатить, – говорит предприниматель Дмитрий Молчанов, который ведет бесплатную бизнес-лабораторию в ГУ-ВШЭ. – На моих занятиях проходит отбор по принципу целеустремленности». Его бизнес-лаборатория оказывает помощь молодым людям, расширяя их компетенции в области креативного мышления и принятия рисков.

«Благодаря «Бизнес-моло-дости» мне уже удалось заработать 20 000, – рассказывает одна из участниц, Татьяна Иващишина, которая открывает туристическое агентство. – Это немного, но главное – я перестала бояться».

Андрей Парабэллум, тренер и эксперт в области инфобизнеса, полагает, что лучшие результаты достигаются при совокупности места (т. е. комьюнити, энергичных, молодых людей), информации и действий. Наталия Федотова, руководитель проектов бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ, говорит, что «отдает должное подходу «берись и делай». Однако, по ее мнению, в бизнес-инкубаторе каждый человек имеет возможность пройти «полный цикл» мероприятий от написания бизнес-плана до презентации проекта инвесторам. А коучинги вроде «Бизнес-молодости» больше направлены на развитие личностных качеств и потому не могут претендовать на комплексность.