Фестиваль «2-in-1» соединяет авторское начало и привлекательность для зрителей

Открывающийся сегодня в Москве фестиваль современного кино «2-in-1» называет одной из главных задач «соединение авторского начала и зрительской привлекательности». Это очень своевременная заявка: зрителей арт-кино сейчас важно не запутать и не распугать

Другие точки соединения «двух в одном» – «пересечение игрового и документального, стратегий кино и современного искусства». Эта четкость формулировок и ясность концепции обнадеживает и говорит об уважении составителей программы к зрителям, на которых в этом октябре свалилось слишком много не самой легкой визуальной информации: сначала фестиваль американского кино, затем «Завтра/2morrow», которому наследует «2-in-1».

Сколько бы ни призывали организаторы двух фестивалей воздержаться от разговоров о конкуренции, совсем избежать их невозможно. Как и некоторой путаницы: фактически новый проект – это «2morrow», от которого на четвертом году прежними остались лишь название и генеральный спонсор, а команда после смерти основателя фестиваля Ивана Дыховичного ушла делать «2-in-1». В результате «2morrow» пережил кризис зрительского внимания, и за «2-in-1» тоже тревожно: как бы не оказалось, что московская публика пресытилась и современному арт-кино пора перемещаться к более голодной и жадной аудитории нестоличных городов.

Наверняка непросто было развести по двум фестивалям и самые ожидаемые киноманами картины: программным директорам пришлось искать компромиссы. На «Завтра» ушли победители Канн и Локарно: тайский «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» и китайские «Зимние каникулы». На «2-in-1» тоже есть громкие ленты, но скорее недооцененные авторитетными жюри.

Например, комедия Тодда Солондза «Жизнь во время войны» (приз Венеции-2009 за сценарий) – язвительная клиническая картина Америки, переживающей посттравматический синдром. Или программно монотонная румынская «Аврора» Кристи Пуйу (из каннской секции «Особый взгляд») – трехчасовое наблюдение за убийцей, чьи мотивы так и останутся второстепенными, увязнув в абсурде унылого быта и бюрократических следственных процедур. Оба фильма включены в главную внеконкурсную программу «Матч-пойнт», сфокусированную на лентах, влияние которых пока неочевидно, но, на взгляд отборщиков, принципиально для сегодняшнего и, возможно, завтрашнего кино. Здесь же – самый тяжелый фильм фестиваля: шестичасовой китайский «Карамай», подробное расследование обстоятельств пожара, на котором погибло 288 детей, выступавших с праздничным концертом перед министерской делегацией.

Из конкурса программный директор фестиваля Алексей Медведев особо выделяет венгерский фильм «Пал Адриенн» – историю гомерически толстой медсестры из геронтологического отделения, парадоксальное размышление о свойствах памяти и связи тучности и грусти. Всего в конкурсе девять картин в широчайшем жанровом диапазоне – от анимации («Бесподобный мистер Фокс» Уэса Андерсона) до саркастического мюзикла на документальной основе («Башня» Ольги Егоровой о скандале вокруг строительства «Охта центра»).

А чтобы напомнить о влиянии авторских экспериментов на жанровое кино, в афишу включена ретроспектива ранних фильмов Дэвида Кроненберга: «Выводок», «Намертво связанные», «Видеодром» и «Муха». Только не говорите, что вы это видели: фестиваль арендовал 35-мм копии у частного американского коллекционера, с DVD не сравнить.