В Петербурге отметили 55-летие композитора Леонида Десятникова

В Петербурге отметили юбилей композитора Леонида Десятникова, для которого жанр аранжировок стал более авторским, чем собственно авторская музыка

Леониду Десятникову – 55 лет. Складная цифра: две пятерки – словно отметки в аттестате прилежного ученика: за талант, отшлифованный неустанным трудом, и успехи в производстве. Производство, на котором трудится Десятников, – по большому счету приращение смыслов. Приращение происходит на знакомом до ломоты в зубах материале: Десятников элегантно адаптирует к своей индивидуальности танго Пьяццоллы, хитовые куски из «Спящей красавицы» Чайковского, музыку Стравинского, русские протяжные из старинных сборников и советские песни 40–50-х.

Конечно, Десятников пишет киномузыку, оперы и все, что полагается писать академическому композитору. Однако занятия аранжировкой увлекают его ничуть не меньше, чем оригинальное творчество. Да и что значит в наше время понятие «авторская музыка»? У Десятникова чужое сквозит, торчит, выглядывает из-под своего с лукавством и насмешкой чертенка из-под лавки. Сам Десятников по жизни ироничен насквозь, до последней прожилки – и музыка у него такая же. Он бежит пафоса; это давно стало частью натуры, вторым «я».

Ирония – оружие и способ защиты от мира. Десятников давно находится в свете общественного внимания, стоически перенося нападки СМИ и профессионального сообщества. Имидж «культурного героя» поддерживается всё расширяющимися кругами: фанаты, почитатели питают энергию общественного спроса, приподнимая Десятникова на котурны славы, которой он, по его словам, вовсе и не ищет.

Музыкальная общественность Петербурга стройными рядами явилась на авторский концерт юбиляра в Малый зал филармонии. Программа вечера была придумана и воплощена соратником, другом и пропагандистом музыки Десятникова пианистом Алексеем Гориболем: сплошь аранжировки и переложения, в том числе куски из балета «Игра в карты» Стравинского и самые популярные фрагменты из опериты Пьяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес». Программа называлась Second Hand – что довольно точно отражало суть творчества юбиляра. Хотя имелось в виду и дословное значение – «вторая рука» (рук было много, в четыре руки играли за одним и двумя роялями Полина Осетинская и Ксения Кнорре).

Ровно пять лет назад, в день 50-летия Десятникова, Большой театр привез в Петербург оперу «Дети Розенталя». В этот раз дата была не вполне круглая, так что обошлись камерным концертом. Избранный формат – вечер аранжировок, балансируя между запросами широкой публики и повышенными ожиданиями продвинутой аудитории, в конце концов удовлетворил всех. В криках «браво» и обязательном шоу «все встают» таки прорвался тот самый пафос, от которого виновник торжества бежит всю сознательную жизнь.