10 лет роста

Последние 10 лет спрос на программы, предназначенные для топ-менеджеров, которым необходимо совмещать учебу с работой, непрерывно рос. За это время разница в доходах между верхней и нижней строчкой рэнкинга только увеличилась, а занять первые места можно, только имея международную структуру программы

Сотрудничество – тема, объединяющая тройку лидеров нынешнего рэнкинга FT. Третье место занимает Trium, совместная программа школы бизнеса HEC, London School of Economics и New York University: Stern. Слушатели Trium изучают шесть учебных модулей, перемещаясь между тремя кампусами, а также проводят некоторое время в двух развивающихся странах. Структура программы Columbia University и London Business School (2-е место) и союза Kellogg и Hong Kong UST Business School (HKUST), которая на 1-м месте, похожа.

Кто самый богатый. 392000

долларов получают в среднем выпускники программы EMBA Kellogg-HKUST, что в четыре раза выше средней зарплаты выпускников программ, находящихся в нижней части таблицы.

Десять лет назад, когда вышел первый рэнкинг программ Executive МВА (EMBA) для руководителей высшего звена газеты FT, программы с участием нескольких школ только начали появляться, а их будущее вызывало сомнение. Однако с тех пор программы EMBA только набирали силу. С 2001 по 2010 г. количество программ, включаемых в рэнкинг, выросло вдвое, с 50 до 100. Этот рост отражает непрерывный спрос на программы для опытных менеджеров, которым необходимо совмещать учебу с работой.

Хотя США остаются основным местом преподавания программ EMBA, которые вошли в этот рэнкинг, количество программ, проводящихся более чем в одном месте, возросло. Эти межуниверситетские программы проходят двумя способами. Первый предполагает учебу более чем в одной школе бизнеса в разных странах, как, например, программа Trium. Второй – принятый школой Insead и University of Chicago: Booth – включает создание собственного кампуса более чем в одном месте.

В 2001 г. все 50 программ, попавших в рейтинг, проводились одной школой. К 2003 г. обучение по четырем из 75 программ, попавших в рейтинг в тот год, проводилось в двух или более местах. В этом году их уже 17. Рост международных программ EMBA привел к расширению разрыва между верхней и нижней строчкой рейтинга.

Основное различие между программами приходится на доходы выпускников. В 2001 г. при опросе выпуска 1998 г. выяснилось, что средний доход выпускника через три года после выпуска был немного более $125 000. Больше всего к этому моменту получали выпускники программы EMBA University of Pennsylvania: Wharton – $200 000, что примерно на $150 000 больше самых низких зарплат.

К 2010 г. разница в доходах между верхней и нижней строчкой увеличилась. Выпускники программы EMBA Kellogg-HKUST получают самые высокие зарплаты – в среднем немного более $392 000, или приблизительно в четыре раза выше средней зарплаты выпускника программы в нижней части таблицы. Зарплата выпускника в середине списка составляет почти $151 000, что означает, что средняя зарплата половины выпускников программ, расположенных ниже, меньше по крайней мере на $240 000, чем у выпускников программы Kellogg-HKUST.

Жизнь после EMBA

В процессе подготовки рэнкинга FT расспросила 4600 выпускников программ EMBA 2007 г. Полученные данные легли в основу рейтинга – на их долю приходится половина очков, набранных школами-участницами.

Отдельный анализ ответов показывает интересные тенденции. Почти половина выпускников – 48% – сообщили, что с момента выпуска сменили работодателя. Из них две пятых сами платили за обучение.

За треть студентов заплатили их работодатели. Хотя большинство таких слушателей предпочло остаться на прежнем месте, более трети сменили работодателя в течение трех лет после окончания программы.

Данные, касающиеся зарплат до начала обучения и три года спустя, показывают различный уровень благополучия у тех, кто изменил карьеру. Рост зарплат наблюдался среди тех, кто сменил работодателя, но остался в той же отрасли; он достиг 61% и составил $174 300 через три года после выпуска (измерено в паритете покупательной способности). Выпускники, сменившие сектор, как правило, получали самую низкую зарплату до начала курса EMBA, которая составляла в среднем $104 000. Однако на новом месте они получили прибавку к зарплате и зарабатывали в среднем $165 700 через три года после окончания – рост на 59%. Зарплата оставшихся у прежних работодателей выросла меньше (в среднем она составила $165 600 через три года после выпуска, т. е. выросла на 54%).

Различия в оплате также зависят от сектора. Изначально средние зарплаты по секторам примерно одинаковы и колеблются от $102 950 для работающих в образовании до $112 000 в здравоохранении. Разница увеличивается через три года после выпуска. Образование остается самым низкооплачиваемым сектором, где выпускники EMBA получают в среднем $157 200. А наиболее высоко оплачиваемыми секторами являются консалтинг, финансы и банковская деятельность, а также здравоохранение, в каждом из которых зарплата в среднем составляет $172 200.

Хотя смена работодателя и отрасли объясняет изменение зарплат, другой важный фактор – карьерный рост. Сравнение должностей до начала обучения и через три года после окончания показывает, что почти 60% выпускников получили повышение. До начала программы EMBA треть респондентов называла себя профессионалами, а 28% – старшими менеджерами и руководителями высшего звена. Через три года после выпуска всего 10% использовали в описании своей работы слово «профессионал». Доля выпускников, занимающих должность директоров или вице-президентов, удвоилась с 13% до EMBA до 26% три года спустя.

Как считали рэнкинг FT

Текущая зарплата (20% веса в итоговом балле рэнкинга) – среднее значение зарплат выпускников последнего года выпуска, а также одного или двух предыдущих. Рост зарплаты (имеет 20% веса в рэнкинге) рассчитывается с учетом разницы между размерами зарплат выпускников до и после обучения по программе. Высчитывается для выпускников последнего года выпуска, а также одного или двух предыдущих. Карьерный рост (5%) – насколько продвинулся выпускник по карьерной лестнице и насколько увеличился размер компании, на которую он работает. Опыт работы (5%) – рассчитывается исходя из предыдущего опыта работы на одной должности выпускников, количества лет, проведенных на этой должности, размера компаний, в которых они работали, другого международного опыта, который был у выпускников. Достижение целей (5%) – показывает, насколько удалось слушателю осуществить цели, которые он ставил перед собой накануне поступления на программу. Женщины-преподаватели (3%). Женщины-студенты (3%). Женщины в руководстве (1%). Иностранцы среди преподавателей (5%). Иностранцы среди студентов (5%). Иностранцы в руководстве (2%). Международная составляющая программы (5%) – количество лекций за границей, которые были у студентов во время обучения. Количество требуемых иностранных языков (1%) – сколько языков должен знать выпускник к окончанию программы. Процент преподавателей с докторской степенью (5%). Рэнкинг докторских степеней FT (5%) – число выпускников с докторской степенью за три последних академических года. Дополнительно учитывается, сколько выпускников с докторской степенью были приняты на работу в одну из школ, у которой MBA-программа вошла в топ-50 по версии FT. Позиция по научным исследованиям (10%) – рассчитывается по числу научных публикаций в 45 международных специализированных журналах. Учитываются публикации только тех авторов, которые сейчас работают в школе.