Саша Вальц смешала певцов и танцовщиков до неразличимости

В Театре Елисейских Полей триумфально прошла премьера спектакля Passion («Страсть») в постановке Саши Вальц
THEATRE DES CHAMPS-ELYSEES

Passion – шестая опера Паскаля Дюзапена, самого значимого из ныне живущих французских композиторов. Премьера состоялась два года назад на фестивале в Эксе, но тогда ее приняли очень сдержанно. Теперь же оперу пропустили через хореографию Саши Вальц, и все дружно обнаружили, что это шедевр.

Композитор играет с музыкальными кодами «Орфея» Монтеверди, попутно переписывая классический миф: «Я убежден, что Орфей сознательно убивает Эвридику. Потому что это необходимое условие его страдания, а значит, возможности творить».

Поставлена опера как балет, в котором главные герои, Она – великолепная канадская певица Барбара Ханниган и Он – австриец Георг Нигль (кстати, один из знаменитых исполнителей Орфея), одновременно поют и танцуют. Он в черном, Она – в струящемся, белого шелка платье, подчеркивающем скульптурную красоту линий. Оба танцуют восхитительно, выполняют сложнейшие танцевальные фигуры свободно. Остается только удивляться, с какой грацией и легкостью певице удается одновременно брать самые верхние ноты и исполнять высокую балетную поддержку.

Вместе с певцами на сцене хористы (Vocalconsort Berlin) и танцоры из берлинской труппы Саши Вальц (Sasha Waltz & Guests), исполняющие вместе и поочередно хоровую роль Других. Саша Вальц объясняет, что Другие – это «мрак внутри нас самих». Другие не иллюстрируют сюжет, а воплощают фантазмы главных героев, их двойников, все то, что мешает любить счастливо. Они то разлучают их, яростно отрывая друг от друга, то толкают к земле, то прилепляются к ним, подобно пагубе.

Все участники существуют в такой гармонии, что порой трудно отличить профессиональных танцоров от певцов. Это не танцевальный дивертисмент под аккомпанемент голосов: танцевальное движение входит на равных в партитуру вместе с музыкой и голосами солистов, придавая оперному действию дополнительный эстетический смысл. Скажем больше: именно хореография Вальц сообщает спектаклю эмоциональную страстность, которой, возможно, не хватает музыке Дюзапена. Похоже, на Елисейских Полях утверждается новый жанр – хореографическая опера.