Последний ресурс: Отрастить язык


В организациях разного масштаба, в студенческих аудиториях и на открытых семинарах я много лет задавал один и тот же вопрос: «Каждый из нас – товар на рынке труда. Раз так, должна быть презентация товара. Если вы менеджеры, что вы продаете? Опишите себя как товар». В середине 90-х половина группы просто уходила, поскольку никак не могла представить себя не слишком дорогим товаром. Сейчас никто не уходит, но ответа я до сих пор ни разу не получил.

Нет ответа и на второй вопрос: «Что у вас как у менеджеров покупают?» А третий вопрос консультанты задают сами себе – и вот почему. В нашей работе практически всегда наступает момент, когда возникает острое ощущение, что ты занимаешься не управлением, а просто знакомишь собственника с реальностью, которая его окружает. И наш вопрос звучит так: «Что, он сам этого не видит? Или боится увидеть?» Совсем недавно я понял, следствием чего являются все эти вопросы без ответов.

Любая культура обобщает опыт прошлых поколений. Эффективные способы взаимодействия человека с окружающим его миром там «записаны». Нам они достаются в виде определенных понятий, терминов, норм, правил, ритуалов и многого другого. Проблем не возникает при условии, что мир детей такой же, как мир отцов и дедов.

С начала 90-х гг. старый мир стал разваливаться, а новый не создан до сих пор. Поколение детей создает новый язык, новые правила. При этом культура отцов и дедов есть, а детская еще не сформирована. Даже у умных людей просто не хватает слов и понятий, чтобы описать себя как товар или увидеть важную для рынка реальность.

В конце 80-х – начале 90-х я попал в международную программу по подготовке консультантов по управлению. И только недавно понял, чему там учили. Перед нами все время «ставили зеркало». Давали рыночные задачи, которые мы решали в рамках своих наивных представлений о рынке, но обязательно в рамках собственной культуры. А потом шли спокойные и безоценочные разборы наших действий. Нам давали слова, вводили новые понятия, что позволяло пересматривать привычные культурные представления. Самое главное – нас учили подвергать все сомнению. Благодаря этой школе начался медленный и, честно говоря, болезненный процесс переосмысления привычных норм и убеждений. Теперь я понимаю, что без этой работы мне бы никогда не стать консультантом.

Потом несколько лет мы с коллегой и партнером М. А. Ивановым вели школу консультантов по управлению, и ученики постоянно твердили, что мы не столько управлению учим, сколько «мозги переворачиваем». Так и было. Просто мы уже тогда представляли другую культурную парадигму.

Чтобы решить задачу, ее надо сформулировать, а потом искать метод решения. Ясно, что единственное, с помощью чего можно относительно быстро влиять на организационную культуру, – это язык рынка и менеджмента. Им прежде всего и надо заниматься.