Фестиваль «2-in-1» сохранил лучшие традиции «2morrow»

Впервые прошедший в Москве фестиваль современного кино «2-in-1», организованный бывшей командой фестиваля «Завтра/2morrow», показал, что репутация важнее названия
2inone.ru

Залы двух фестивальных кинотеатров («35 мм» и «Пионер») не пустовали даже на ночных сеансах. Еще бы: ближе к полуночи для самых стойких киноманьяков крутили экспериментальные малобюджетные фильмы ужасов, а главное, ранние «шедевры отвращения» Дэвида Кроненберга.

Фестиваль арендовал 35-миллиметровые копии трех кроненберговских картин у частного американского коллекционера, и на пленке даже хрестоматийная «Муха» (1986) смотрелась по-новому. А уж гораздо менее известный «Выводок» (1979) наконец-то напомнил, что такое шок: современные мастера ужасов так не умеют.

Ключевое для Кроненберга слово «мутация» было важным и для фестиваля «2-in-1», принявшего как данность, что кинематограф тоже мутирует: границы между жанрами и видами искусств становятся все условнее, а способы производства движущихся картинок все более доступными. Поэтому жанровое многообразие было не только в параллельных программах. В конкурсе спокойно соседствовали игровое, документальное, анимационное кино и даже политический зонгшпиль.

Жюри (актриса Кэрри Фокс, режиссеры Кира Муратова, Лукас Мудиссон и Майкл Роу) отметило три из девяти конкурсных картин.

Призы в номинациях «Изображение» и «Звук» получил документальный фильм «Армадилло» (режиссер Янус Метц) – хроника шести месяцев службы датского отряда на военной базе НАТО в Афганистане. Низкочастотный гул на саундтреке, прыгающая камера в самом центре перестрелки, возбужденный пересказ солдатами первого убийства талибов: «кто бы думал, что они в пяти метрах», «накрыли гранатой сразу троих», «круто было». Невысказанное вслух «вот теперь мы мужчины». Почти каждый из героев фильма намерен поехать на войну снова.

Награду в номинации «Герой» (не «Актер», потому что не все фильмы игровые) вручили роскошной Эве Габор из венгерского фильма «Пал Адриенн» (режиссер Агнеш Кошич). Она сыграла тучную медсестру из хосписа, меланхолично поедающую пирожные, наблюдая за бегущими по мониторам кривыми кардиограмм. Пал Адриенн – имя умирающей пациентки, напомнившее героине о школьной подруге, которую звали так же. Сюжет фильма – безуспешные поиски Пал Адриенн. Была ли она подругой, была ли вообще – чем дальше, тем меньше понятно: у каждого из одноклассников героини своя версия прошлого. В этой картине память – зыбкое, неверное пространство, а тучность – панцирь, внутри которого живет кто-то другой, забытый и потерянный. Хотя любая формулировка огрубляет «Пал Адриенн»: весь фильм построен на полутонах, двойственности, ускользании. Очень тонкая и деликатная работа.

Гран-при присудили сербскому «Красному холму» (режиссер Никола Лежаич) – очень нервной, живой истории про последнее лето детства. По настроению фильм поразительно напоминает наш «Курьер», только снят в документальной манере, с героями, взятыми из жизни и играющими самих себя; один из них даже в Москву приехал со своим скейтбордом.

Но главное, понятно, не призы, а то, что фестиваль, сменив название, сохранил лояльность публики, логично рассудившей, что бренд – ничто, лишь бы хорошее кино показывали.