Немцы дадут добавку

Немецкий производитель компонентов для дорожных покрытий J. Rettenmaier & Soehne (JRS) приступил к строительству первого завода в России с опозданием на два года. Компания пережидала кризис
С. Портер

Josef RettenmAier & Soehne

Немецкий производитель органических волокон. Владельцы – семья основателя компании Джозефа Реттенмайера. финансовые показатели (данные Hoover’s, 2009 г.): выручка – $236,5 млн.

Сегодня нижегородский губернатор Валерий Шанцев откроет строительство завода JRS по производству стабилизирующей добавки Viatop (используется при покрытии дорог щебеночно-мастичным асфальтобетоном) в поселке Гидроторф (Балахнинский район), сообщает пресс-служба областной администрации.

Завод мощностью около 10 000 т продукции в год начнет работу в августе-сентябре 2011 г., сообщил глава российского представительства JRS Аркадий Злобин. Соглашение о сотрудничестве с немцами область подписала в марте 2008 г. Компания обещала начать стройку летом 2008 г., а в 2009 г. приступить к выпуску добавки.

Немецкие инвесторы приостановили проект из-за кризиса и падения спроса на добавки в России (см. врез), а также из-за длительной процедуры оформления всех документов, рассказал Злобин. По его словам, договор аренды участка в 13 га с поселковой администрацией заключили только в апреле 2009 г., а не в 2008 г., как предполагали. Планы компании выкупить землю после окончания строительства по-прежнему в силе, отметил Злобин.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов объясняет задержку сокращением объемов дорожного строительства: по данным Росстата, в 2008 г. в России было построено 3721,6 км дорог, в 2009 г. – 1813,7 км.

Инвестиции в проект составят около 183 млн руб., говорит пресс-секретарь областного мининвеста Светлана Кочановская. Вложения могут вырасти до 320 млн руб. собственных средств и выше, если продажи компании будут расти не менее чем на 20% в год, говорит Злобин. Тогда производственные мощности завода могут вырасти до 15 000–20 000 т в год, объяснил он. В 2008 и 2009 гг. компания продала по 10 000 т Viatop, в 2010 г. – 12 000 т, рассказал гендиректор торгового дома «Растом» (эксклюзивный представитель JRS в России) Евгений Смирнов. По его словам, в России кроме Viatop используются стабилизирующие добавки Topcel немецкой фирмы CFF, «Хризатоп» производства «Ураласбеста» и СД1 компании «Головка блока цилиндров». Связаться с этими производителями вчера не удалось.

Начальник отдела технического контроля «Арзамасдорремстроя» Зинаида Леонтьева говорит, что компания не использует добавки в дорожном строительстве – строить без них дешевле на 30–40%. Строительство завода в России позволит JRS удешевить Viatop на 30% (сейчас 1 кг стоит 40 руб.), уверен Смирнов. По мнению Баранова, спрос на добавки в ближайшие годы будет расти на 15–20% в год. В России сейчас от 75 до 85% добавок импортные. «Будущее за добавками: они увеличивают долговечность дорог в два раза – с 5 до 10 лет», – уверен менеджер «Асдор» (дорожное строительство, производство асфальтобетонных и других смесей).