Вектор


Группа операторов широкополосного интернет-доступа NetByNet в очередной раз выставлена на продажу, утверждают близкие к ней люди и знают другие участники рынка. Слухи о желании совладельцев этой компании (Fairlie Investments, Газпромбанк, Иван Таврин и «Атон») продать ее ходят уже не первый год, но сейчас, похоже, для этого действительно есть основания. Рынок M&A в сегменте интернет-доступа оживился: МТС приобрела группу региональных провайдеров «Мультирегион», «Связьинвест» (а возможно, и «Мегафон») готовится купить «Акадо», один из фондов Baring Vostok Capital Partners приобретает долю в «Эр-телекоме». Причем многие из этих сделок совершаются по весьма щедрым оценкам, которые еще пару лет назад рынку и не снились. Например, «Связьинвест» в сентябре был готов приобрести «Акадо» исходя из оценки в 11 прогнозных показателей EBITDA, представители холдинга ссылаются на завышенные оценки других активов, договоренности о покупке которых были достигнуты ранее (например, «Эр-телекома»). При такой конъюнктуре отчего же и не выставить NetByNet на продажу. Интересно, сколько EBITDA этой компании рассчитывают выручить ее совладельцы?

ОЗК-спасатель

Когда в начале 2009 г. Объединенная зерновая компания (ОЗК) только создавалась, участники зернового рынка перешептывались: государственная компания-гигант пришла, чтобы поглотить их всех. Но не прошло и двух лет, как аграрии (и не только они) выстраиваются в очередь за помощью к ОЗК. Национальный союз зернопроизводителей (более 1500 членов), президентом которого является основной владелец Сибирского аграрного холдинга Павел Скурихин, предложил первому вице-премьеру Виктору Зубкову организовать с помощью ОЗК как уполномоченного госагента авансирование производителей зерна под урожай будущего года (см. статью на стр. 10). А когда в сентябре гендиректор ОЗК Сергей Левин попросил президента Дмитрия Медведева рассмотреть вопрос передачи компании находящихся в госсобственности пакетов акций предприятий зернового комплекса и проблемных активов, оказавшихся у госбанков, и Медведев поручил «проработать возможность», банки обрадовались. Представитель одного из них рассказывал «Ведомостям», что тот согласен на любую из предложенных схем, лишь бы избавиться от ненужных активов, которые пришлось забрать за долги.

Время продавать

Ставка на центр

Неплатежи в 2008 г. затронули в том числе и биржевые площадки. Один из способов гарантировать участникам торгов получение денег или ценных бумаг – механизм центрального контрагента, когда брокеры заключают сделки не друг с другом, а с биржей. Российские площадки стали использовать его активнее. Однако это, как оказалось, не панацея. В этом, по крайней мере, призналась член правления ММВБ Марина Медведева, рассуждая о судьбе проекта «ММВБ+», по которому торги проводятся с центральным контрагентом и частичным предварительным депонированием. «Проект «ММВБ+» был не совсем удачным, было много вопросов, связанных не с его технической реализацией, а с правильным маркетированием и правильным позиционированием, есть идеологические недочеты», – цитирует Медведеву «Интерфакс». Как проект будет скорректирован, она пообещала рассказать позже. В интересах биржи сделать схему с центральным контрагентом максимально удобной для брокеров. Именно с объединения центральных контрагентов может начаться слияние двух ведущих российских площадок – ММВБ и РТС, предполагал член совета директоров ЦБ Сергей Швецов.

Качели «АвтоВАЗа»

«АвтоВАЗ» наконец признал очевидное: он закончит 2010 г. с прибылью. По российским стандартам бухучета она составит около 1 млрд руб., рассказал вчера исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» Олег Лобанов. По международным стандартам прибыль будет даже больше: скажутся беспроцентные займы, которые компания получила в 2009–2010 гг., отметил он. Объем этих займов сейчас составляет 65 млрд руб., и их оценка по справедливой стоимости, как того требует МСФО, только в первом полугодии принесла компании 5,9 млрд руб. прибыли по международным стандартам, а чистая прибыль за этот период составила 3,6 млрд руб.

В прошлом году автозавод, оказавшийся на грани банкротства, поражал инвесторов убытками: 38,5 млрд руб. по РСБУ, 49,2 млрд руб. по МСФО. В этом году, похоже, будут не менее поразительными уже прибыли. И если за рост операционных показателей «АвтоВАЗ» должен благодарить Минпромторг, запустивший программу утилизации, то во впечатляющих финансовых результатах немалая заслуга будет принадлежать «Ростехнологиям» с их беспроцентными займами. Большая часть их, кстати, ушла на погашение кредитов завода, обслуживание которых приносило «АвтоВАЗу» только убытки.