«Вечеринка на кладбище» завершила цикл латышских историй Алвиса Херманиса

Показанная на московском фестивале «Сезон Станиславского» «Вечеринка на кладбище» Алвиса Херманиса логично завершила цикл его латышских историй
ИТАР-ТАСС

Этих историй у Херманиса двадцать – по числу актеров в труппе Нового рижского театра. Они про любовь, дружбу, молодость, старость, смену эпох, корни и комплексы маленького народа. В них родной хутор, морская даль и проблемы самоидентификации: все это Херманис и его актеры рассмотрели сквозь призму национального самосознания, добывая сюжеты из жизни реальных людей.

Смерть удостоилось в этом театральном эпосе отдельного спектакля.

Летом латыши собираются на кладбищах. Навещают близких, переходя от могилы к могиле, встречают дальних родственников и постаревших одноклассников. Поют, пьют пиво и едят пироги, склеивают новые ячейки общества из осколков осиротевших семей. Кладбище предстает как торжество жизни и как зеркало ее изменений. Когда-то цветы оставляли в гильзах снарядов, теперь не воруют даже вазочки. Когда-то не хоронили по воскресеньям и понедельникам, теперь подстраиваются под родственников, уехавших за границу.

Актеры Херманиса не только собрали массу забавных кладбищенских историй (оксюморон, но тем не менее), но и научились играть на духовых инструментах, составив оркестр, играющий задушевно неслаженно, точно музыканты уже успели выпить за пару-тройку покойников. Бетховен, «Битлз», народные песни – лишь бы покойник был доволен.

Кладбищенские музыканты – невольные философы, которые слышат синкопы юмора в мерной поступи похоронных процессий: голос собаки, которая всегда тут как тут, чтобы подвыть оркестрантам, или теологический спор лютеран и католиков по поводу установки креста (представьте, как бьются головой о крест католики, когда их поднимают на Страшный суд, и вы сразу согласитесь с лютеранами).

Их музыке и рассказам аккомпанируют фотографии Мартинса Граудса. В качестве увертюры – сумрачная роскошь и мистика венского кладбища с великими покойниками (Гете, Шиллер), обезглавленными, как поговаривают, ради исследований горе-ученого Галла. В качестве коды – буйная пестрота мексиканских кладбищ с сахарными черепами и дорожками из цветов (нашелся на земле родственный латышам народ, бурно отмечающий свой Dia de los Muertos). А между ними неброское анданте латышских кладбищ.

«Вечеринкой на кладбище» Херманис завершает свой латышский цикл, а также прощается (по крайней мере в обозримом будущем) с жанром романтического документализма: уже следующий спектакль Херманиса, который покажут в Москве буквально через месяц, будет имеет в основе литературное произведение.