Вектор


Сохранять спокойствие

Еврокомиссия нашла новый способ борьбы с «транссибирскими роялти» (платежи европейских авиакомпаний за беспосадочный перелет в Азию через Россию; получатель – «Аэрофлот»). Чиновники ЕС готовы начать судебные разбирательства в отношении Германии, Франции, Финляндии и Австрии; основание – двусторонние межправительственные соглашения в области авиаперевозок с Россией, нарушающие закон о конкуренции, пишет WSJ. В течение двух месяцев эти страны должны дать ответ. Под расследование подпадают соглашения между Россией и 23 странами Евросоюза. Еврокомиссары несколько лет безуспешно пытаются договориться с Россией об отмене роялти, исчисляемых сотнями миллионов долларов. В частности, Еврокомиссия хочет, чтобы Россия рассматривала авиакомпании ЕС как единую группу, а не по отдельности (по страновому признаку). В итоге, не добившись результатов, чиновники ЕС заявили своим авиакомпаниям, что их соглашения с Россией нарушают правила ЕС, и потребовали их пересмотреть. По этим соглашениям перевозчики ЕС платят «Аэрофлоту» роялти (по оценке ЕС, в 2008 г. сумма составила около $420 млн), компенсируя их повышением тарифов. Эти же документы жестко делят авиакомпании по «странам происхождения», не учитывая консолидации авиаотрасли (так, Lufthansa купила несколько крупных европейских перевозчиков). Впрочем, наши чиновники сохраняют спокойствие: до сих пор официально называется одна-единственная дата отмены роялти – 2014 г. И то при условии вступления России в ВТО.

В сентябре «Вымпелком» уступил «Мегафону» второе место не только по абонентам, но и по выручке от услуг сотовой связи в России. Неудивительно, говорят продавцы sim-карт: качество связи хромает, а тарифы выше, чем у конкурентов.

Ждать ли перемен

Это ощущение рядовых торговцев подтверждают цифры – у «Вымпелкома» самый высокий среднемесячный счет в пересчете на абонента (ARPU), больше, чем у МТС и «Мегафона», базовых станций сотовой связи третьего поколения (3G), и самая высокая рентабельность по EBITDA. То есть, тратя минимум на развитие сети, оператор показывал лучшие на рынке результаты по эффективности.

Но абоненты «Вымпелкома» оказались не настолько лояльны, чтобы закрыть глаза на качество и ждать, когда все наладится. К тому же не оправдала себя идея особо не тратиться на привлечение новых клиентов. Ее активно продвигал исполнительный вице-президент «Вымпелкома» Дмитрий Плесконос, напоминая, что проникновение сотовой связи в России уже выше 140%.

Но получается, нет новых абонентов, нет и новых доходов, а на старых клиентах далеко не уедешь. В этом, кстати, убежден гендиректор и президент Telenor (владеет 36% «Вымпелкома») Йон Фредрик Баксаас. Похоже, он оказался прав и менеджменту «Вымпелкома» придется пересмотреть стратегию развития.