Новое британское кино заставляет публику хохотать и плакать

Программа «Новое британское кино» продолжила московский осенний марафон кинофестивалей. Судя по эмоциональной реакции публики, современные британские фильмы остаются понятными и человечными, даже когда рассказывают о клонах и скелетах в шкафу

Бритфест (как попросту называют фестиваль «Новое британское кино» зрители) открылся 28 октября и продлится всю праздничную неделю. Как это обычно бывает, часть фестивальных фильмов рано или поздно пойдет в российский прокат, а некоторые не выйдут в него никогда. Но вот что интересно: судя по первым показам, лучшие картины Бритфеста вызывают у публики не совсем обычную для фестивального (иногда экспериментального и часто малобюджетного) кино реакцию.

Вместо раздутых от важности воробьяниновских щек («Видите, я пришел смотреть арт-кино») в зале все больше живая реакция: хохот, рыдания, напряженная тишина. Британцам удалось добиться от непростой и придирчивой московской фестивальной публики невозможного – непосредственного и даже простодушного переживания.

На показе картины клипмейкера Марка Романека «Не отпускай меня», которой открывался фестиваль, можно было наблюдать, как реализуется не раз озвученная мечта Никиты Михалкова о застывших зрительских руках с горстями попкорна, приготовленного было для отправки в рот. На экранизации романа Кадзуо Исигуро (с Кэри Маллиган, Эндрю Гарфилдом и Кирой Найтли в главных ролях) публика действительно лишилась способности жевать.

Любой рассказ о сюжете в случае с «Не отпускай меня» только сбивает с толку. Впрочем, книга Исигуро – японского писателя, помешанного на Англии (и автора литературной основы другого знаменитого английского фильма – «Остаток дня»), была названа журналом Time лучшим романом 2005 г., поэтому вряд ли сюжет фильма может остаться секретом. В закрытой английской школе-интернате учатся не совсем обычные дети: им отчего-то нужно особенно внимательно следить за своим здоровьем. Впоследствии выясняется, что выросшие из этих детей молодые люди станут донорами и после одной из выемок – второй, третьей или даже четвертой – «завершатся», так в данном случае называют смерть. Такое у них предназначение. Эта формальная сюжетная схема – лишь фон, на котором существует «Не отпускай меня»: не антиутопия о клонах и не фантастическое кино, а предельно простая метафора. Метафора любой, не донорской, а самой обычной, всегда слишком короткой жизни. Которая почему-то – вот подлость – всегда оказывается короче любви.

Секцию режиссеров-мэтров на Бритфесте в этот раз представляет Стивен Фрирз с фильмом «Неотразимая Тамара». Картина снята, как это теперь часто бывает, по комиксу. Но никаких супергеройских колготок ждать не стоит: комиксы художницы Поузи Симмондс – вполне викторианская сатира на сегодняшнюю сельскую Англию, с писательским пансионатом, дуреющими от скуки и таблоидов юницами и, конечно, коровником. Главная героиня Тамара Дрю (Джемма Артертон) возвращается в сельский Юдон из Лондона, предварительно сделав операцию по исправлению формы носа и став знаменитой журналисткой. Стоит ли говорить, что Тамара и ее новый нос мгновенно оказываются в центре событий (среди которых адюльтер и рок-н-ролл, а в числе участников – престарелые писатели и коровы). Все это очень по-английски, очень остроумно и временами ни в какие ворота. И если «Неотразимая Тамара» не самый эпохальный фильм Фрирза, то, кажется, самый смешной.

Еще в первые дни на Бритфесте можно было увидеть режиссерский дебют актера Ника Уитфилда «Скелеты» – раздумчивую комедию, сочетающую юмор абсурда с философией и одновременно напоминающую пьесы Беккета и сценарии Чарли Кауфмана. Мистер Дэвис и Мистер Беннет, один маленький и юркий, другой большой и рыжий, вполне магическим способом помогают своим клиентам заглянуть туда, где тайное становится явным. Затейливо придуманная (сценарий Уитфилд тоже написал сам) история о платной службе по выемке скелетов из шкафов, пожалуй, одна из самых занятных и свежих картин Бритфеста.