Вектор


Хотя казахстанский БТА-банк реструктурировал обязательства перед иностранными кредиторами, местные власти все равно желают видеть в числе его совладельцев российский госбанк. Вот уже два года переговоры о приобретении контроля в БТА ведет Сбербанк. Потребность в российском инвесторе объясняется тем, что на территории России находятся оспариваемые БТА активы на $6 млрд, которые, по версии банка, вывел бывший руководитель и совладелец Мухтар Аблязов. «Поскольку идет спор о возврате активов <...> то партнером должен быть серьезный российский финансовый институт. Если это не будет Сбербанк, то лучше, чтобы это был или ВТБ, или Газпромбанк, к примеру. Иначе перспективы возврата активов становятся призрачнее из-за юридических сложностей», – заявил председатель Национального банка Казахстана Григорий Марченко в интервью «РИА Новости». То есть получается, что БТА не столько продает долю, сколько стремится купить лоббистский и административный ресурс в России. Такой монетой российские госбанки за зарубежные активы еще не расплачивались.

Поделились по-сестрински

Начавшая свою работу месяц назад Вторая грузовая компания (ВГК), 100%-ная «дочка» РЖД, на прошлой неделе получила от материнской компании первую часть вагонного парка – 53 300 вагонов, заявил гендиректор ВГК Виталий Евдокименко. Оператор тут же сдал их в аренду другой «дочке» РЖД – Первой грузовой компании (ПГК). ВГК станет сама управлять подвижным составом лишь через год, когда РЖД передаст ей все свои 180 000 вагонов. А пока даже позвонить руководству новорожденной компании некуда, жалуются грузоотправители. К слову, неопределенность в связи с созданием ВГК уже стала одной из причин надувания пузыря на железнодорожном рынке: полувагонов и так не хватает, к тому же только в этом году несколько десятков тысяч вагонов РЖД были остановлены из-за истечения сроков эксплуатации. Да еще и часть вагонов, как выясняется, оказалась в распоряжении ПГК, которая в отличие от РЖД не обязана возить по регулируемому государством тарифу. Из-за возникшего дефицита полувагонов стали расти как цены на них – почти в полтора раза с начала года, так и ставки аренды – примерно вдвое за то же время, уверяют грузоотправители. Похоже, РЖД и правда стоит поторопиться с продажей контроля в ПГК и формированием ВГК: это позволит наконец установить понятные правила игры и тем самым убрать основания для паники.

Продать влияние

Минус скот

Аналитическая компания «Совэкон» на треть снизила прогноз возможного импорта зерна в Россию в этом сезоне. В августе она заявляла о возможном ввозе до 6 млн т, оговариваясь, правда, что страна может ввезти и не весь этот объем, но нужно будет именно столько. Вчера же, по сообщению Reuters, прогноз был снижен до 4 млн т. С одной стороны, августовский прогноз «Совэкона» был куда пессимистичнее, чем у коллег: например, аналитическая служба минсельхоза США (USDA) только в сентябре повысила прогноз по импорту Россией зерновых в сезоне 2010/11 гг. в 2,7 раза – до 3,7 млн т, а российский замминистра экономического развития в конце августа заявлял, что ввоз может дойти «до трех с лишним миллионов тонн». При этом российский Минсельхоз продолжает настаивать: зерна в стране достаточно, чтобы удовлетворить внутренние потребности, – так что импорт не требуется. Но для снижения прогнозов импорта есть и объективная причина – поголовье скота уже начало снижаться, и это зафиксировал Росстат: крупного рогатого скота в сентябре было на 3% меньше, чем в сентябре-2009, а свиней – на 0,7%. Соответственно, и зерна на их прокорм нужно будет меньше.

Пермская частная электричка

Пригородные железнодорожные перевозки всегда были и остаются убыточными: тарифы низкие, льготников много. Бюджет субсидировал РЖД, но обычно недостаточно. Чтобы снизить бремя, РЖД совместно с регионами создает компании по пригородным перевозкам – их по стране уже больше двадцати. Такая есть и в Пермском крае – Пермская пригородная компания (51% – у РЖД, остальное – у края). Но в регионе пошли еще дальше – начали привлекать для управления электричками частный бизнес. Учрежденная в январе 2010 г. неким Романом Буджаковым (данные СПАРК) компания ООО «Пермский экспресс» взяла в аренду у Свердловской железной дороги подвижной состав маршрута Пермь-2 – Дивья – Пермь-2, говорится на сайте Пермского края. «Пермский экспресс» наберется опыта в пригородных железнодорожных перевозках и заявится на конкурс по распределению маршрутов, приводятся на сайте слова гендиректора компании Александра Ширяева (в СПАРК он числится бывшим руководителем ООО). Чиновники собираются объявить конкурс в ноябре; на него будет выставлено несколько маршрутов. Побеждать будут те компании, которые «предложат наименьший размер субсидии на одного перевезенного пассажира», отмечается на сайте. Сделать электрички прибыльными – идея неплохая (что возможно за счет дополнительных услуг), но ими обычно пользуются малоимущие граждане. И если пассажиру «Аэроэкспресса» можно продать чашку растворимого кофе за 80 руб., то вряд ли этот номер пройдет с пассажиром электрички – пенсионером или студентом.