Театр Станиславского и Немировича-Данченко соединил трех ведущих хореографов

В лице Йормы Эло Театр Станиславского и Немировича-Данченко нашел современного хореографа, которого увлекают барочная музыка и возможности пуантов
М. Логвинов

Четыре гладко причесанные женщины в синих купальниках без рукавов, их партнеры-мужчины в обтягивающем трико стоят, широко раскинув в стороны жесткие выпрямленные руки, напоминая сцену из фильма о пришельцах, – первая картинка спектакля Slice to Sharp («Затачивая до остроты») могла бы быть идеальной иллюстрацией представлений о современном балете. Но финский хореограф Йорма Эло мгновенно озвучивает ее старинным концертом для струнных, танцовщики приходят в движение – и первое впечатление оказывается ошибочным.

«Станиславский» уже обзавелся несколькими современными шедеврами: Начо Дуато перенес в Москву Na Floresta («В лесу»), а от Иржи Килиана получены права на «Шесть танцев» и «Маленькую смерть». Ободренные триумфом этих премьер, руководители театра добавили к вечеру одноактных балетов Дуато и Килиана спектакль Эло Slice to Sharp. Соединение трех хореографов оказалось не теоретическим. Эло, прошедший школу килиановского Нидерландского театра танца, пришел в труппу примерно тогда, когда ее покинул Дуато.

Почти тренировочная униформа, виртуозный свет, заменяющий оформление, и отсутствие сюжета заставляют вспомнить о технологичных балетах Форсайта. Эло работал и с ним, но наследует все же Килиану, а заодно – Баланчину и Петипа. Даже бешеный темп рождается не из форсайтовского стремления расчленить движение: Эло волнует скорее смысл соединений, а не разъятий. Его спектакли – полигон для испытаний классической лексики. Он может восхищенно демонстрировать красоту простой пластической линии, позволив балерине две минуты таять, переливаясь из позы в позу в руках партнера; потом, отослав ее за кулисы, дать медленно развернуться танцовщику в классичнейшем девелоппе – но лишь для того, чтобы тут же в стремительном прыжке заставить его освободить сцену для соревнования пары в высоте полетов, которое прервется головоломной поддержкой, из которой выведет танцовщицу к победному восклицанию уже новый партнер.

Рецепт, используемый Эло, далеко не нов: балеты на пуантах для восьми солистов на классическую музыку, в которых чередуются танцы дуэтные, сольные и массовые, изготавливаются в промышленном количестве, теперь даже на отечественной территории. Но почему-то обычно эти стандартно 30-минутные опусы кажутся чугунно-часовыми. А колоратуры Slice to Sharp не оставляют времени даже на то, чтобы перевести дыхание.