Летят утки, и гуси летят

Галерея «Роза Азора» показала два десятка картин Павла Леонова – выдающегося мастера наивного искусства, хорошего советского человека, пенсионера

Все картины этой выставки – из собрания доктора искусствоведения Ксении Богемской. Во многом благодаря ее усилиям Павел Леонов стал звездой, выставлялся, закупался музеями и получал медали на международных выставках мастеров наивного, или инситного, искусства, художников-примитивов.

Покойная Ксения Богемская была глубоким знатоком этого искусства, так что работы в ее коллекции наилучшего качества, относящиеся к самому плодотворному периоду жизни Леонова – 90-м годам, когда наконец в семьдесят лет, намытарившись, он спокойно отдался творчеству.

Для оценки произведений наивных художников существуют свои критерии. Кроме обязательных и в достатке имеющихся у Павла Петровича искренности и непосредственности, требуется близость к народному, мифологическому сознанию. С мифами советской масскультуры близость у Леонова просто интимная. Он так вдохновенно писал челюскинцев на льдине, Льва Толстого с крестьянскими детьми, тучные колхозные поля и пышные праздники урожая, будто сам был демиургом этого прекрасного мира, где над торжеством жизни пролетают вереницы белых и черных птиц.

Согласно с эстетической традицией народной картины Леонов не заморачивался перспективой, вставлял в одну работу несколько сюжетов и делал подпись, раскрывающую содержание, прямо по изображению: «Божья мать приглашает ангелов на совещание».

Смотреть на его картины – маленькое счастье. Умиляешься наивности автора, завидуешь его абсолютной творческой свободе.