Повезло с «Картой»

В отмеченном Гонкуровской премией романе «Карта и территория» Мишель Уэльбек высмеивает современное искусство и убивает себя

Блестящего и ядовитого сочинителя романов (каждый в свое время прогремел) «Расширение пространства борьбы», «Возможность острова», «Элементарные частицы» и «Платформа» регулярно называют скандальным. И никакие премии этому не помешают. Однако особая тщательность Уэльбека в прописывании откровенных сцен, «погружение в вагину», как к этим погружениям ни относись, художественно совершенно оправданна. Ведь пишет-то Уэльбек исключительно о современниках – пресыщенных, надорванных пустотой собственного существования, раздавленных жестокостью общественных, если не цивилизационных, пертурбаций. Эрос – возможность острова, укрытие, где эти отчаявшиеся ловцы иллюзий надеются спрятаться от рвущей их онтологической тоски.

Премированный роман «Карта и территория» вышел в сентябре и уже стал бестселлером (продано 170 000 экземпляров). Это такая же социальная сатира, как и предыдущие. На этот раз главный герой – успешный художник Жед Мартен, изображающий, как Билл Гейтс и Стив Джобс беседуют о будущем компьютера, а «Дэмиен Хирст и Джефф Кунс делят арт-рынок» – именно так называется картина, над которой работает Мартен особенно упорно.

Уэльбек и здесь язвителен, остроумен, смешон и вполне безнадежен. В роман среди прочих «реальных» персонажей введен и жалкий аутист-алкоголик, похожий на дряхлую черепаху и пахнущий разлагающимся трупом. Половину года он проводит в Ирландии, где можно рано лечь спать, половину в Таиланде – когда в тамошних борделях не так многолюдно. Персонажа зовут Уэльбек, в финале его весьма изощренно убивают.

Социальная сатира – один из самых строптивых литературных жанров. Сохранять злободневность не в ущерб художественности, говорить о самом главном на материале еще не остывшей современности – такое под силу разве что Уэльбеку. Из русских авторов – отчасти Виктору Пелевину.

Но если последний пишет о современном мире с брезгливой гримасой и дотошно отомстил каждому своему литературному обидчику, то Уэльбек мешается с толпой и не думает вставать в позу трибуна, а издевательским автопортретом в последнем романе обезоружил не только недоброжелателей, но даже чопорную Гонкуровскую академию.

Уэльбек, впрочем, тот самый случай, когда не ему, всемирной знаменитости, нужны новые лычки на погоны, а он необходим премии как воздух.