Малобюджетный фильм «Скайлайн» – это торжество спецэффектов
Независимый американский фильм-катастрофа «Скайлайн» (Skyline) доводит голливудское помешательство на спецэффектах до логического конца, т. е. до абсурда. Он сделан специалистами по спецэффектам про специалистов по спецэффектам, на которых напали спецэффектыПосле вечеринки в лос-анджелесском пентхаусе специалиста по спецэффектам компания молодых людей обнаруживает, что есть новости похуже похмелья: на рассвете город атаковали инопланетяне.
Критики непременно начнут считать в «Скайлайне» цитаты из научно-фантастической классики и фильмов ужасов в диапазоне от «Чужого» до «Монстро», но мне хочется отодвинуть эти общечеловеческие радости на задний план и поделиться личной. Дело в том, что способ обращения с землянами, который практикуют пришельцы из «Скайлайна», уже был опробован в моем любимом анархическом мультсериале «Пол-литровая мышь», где случайных прохожих всасывали летающие пылесосы.
У братьев-режиссеров Колина и Грега Штраусов, имеющих собственную студию спецэффектов Hydraulx, пылесосы нарядные и разнообразные. Самый большой размером с квартал, самые маленькие и юркие способны влететь в окно. Братья Штраус считают, что в дизайне пришельцев преобладают органические элементы, а их корабль – огромное живое существо, что-то вроде космического пчелиного роя. Но благодаря красивой голубой подсветке инопланетяне все-таки гораздо больше напоминают качественную бытовую технику известных фирм.
Голубое свечение – не только главная дизайнерская, но и важная сценарная фишка. Свет гипнотизирует людей и заставляет выходить навстречу небывалой красоте: тут-то красота их и засасывает, а потом съедает мозг. Больше о сюжете рассказывать нечего: все действие «Скайлайна» заключается в том, что несколько людей мечутся по дорогому кондоминиуму (один из братьев Штраус самоотверженно предоставил для съемок собственную квартиру на 19-м этаже с прекрасным видом на город и океан), а снаружи беснуются спецэффекты.
Особенно братья Штраус гордятся тем, что весь ужас происходит днем и монстры не прячутся в спасительную темноту, чтобы скрыть постыдные пиксели. То есть качество и разрешение – самые наилучшие, даром что бюджет «Скайлайна» всего около $10 млн, а не 200 с лишним, как у «2012» Эммериха, для которого Колин и Грег Штраусы смоделировали немало захватывающих катаклизмов.
Глядя на «Скайлайн», легко поверить, что эпоха блокбастеров с галактическими бюджетами уходит в прошлое. Если практически в домашних условиях можно снять не только убогое «Паранормальное явление» (подергав за веревочку дверь и поскрипев полами), но и полное небо красивых фиговин, высасывающих людям мозги, не очень понятно, зачем вообще нужны голливудские студии-монстры, которые тратят на высасывание мозгов в 20 раз больше. «Скайлайн» – уже второй за осень независимый фильм о пришельцах, уделывающий Голливуд на территории визуальности («Монстры» Гарета Эдвардса были еще дешевле и еще выразительней). К тому же картина братьев Штраус не грузит публику наукообразными объяснениями, обращениями президента к нации и прочими непременными атрибутами жанра. Экономия же заметна главным образом в отсутствии массовки и, как ни странно, чувства меры: на десяток живых персонажей приходится такая несметная туча пришельцев, как будто их рисовали из расчета «по пришельцу на кадр».
Тут, конечно, снова вспоминается «Пол-литровая мышь» с гениальной фразой про специалиста по спецэффектам, который делал фильм «Черные чудовища»: «В фильме нет ни одного чудовища, а кажется, что есть. Вот так он крут». У специалистов по спецэффектам, сделавшим «Скайлайн», другое представление о крутизне. Поэтому даже когда кажется, что на экране нет чудовищ, они там наверняка есть.