Малобюджетный фильм «Скайлайн» – это торжество спецэффектов

Независимый американский фильм-катастрофа «Скайлайн» (Skyline) доводит голливудское помешательство на спецэффектах до логического конца, т. е. до абсурда. Он сделан специалистами по спецэффектам про специалистов по спецэффектам, на которых напали спецэффекты
OUTNOW.CH

После вечеринки в лос-анджелесском пентхаусе специалиста по спецэффектам компания молодых людей обнаруживает, что есть новости похуже похмелья: на рассвете город атаковали инопланетяне.

Критики непременно начнут считать в «Скайлайне» цитаты из научно-фантастической классики и фильмов ужасов в диапазоне от «Чужого» до «Монстро», но мне хочется отодвинуть эти общечеловеческие радости на задний план и поделиться личной. Дело в том, что способ обращения с землянами, который практикуют пришельцы из «Скайлайна», уже был опробован в моем любимом анархическом мультсериале «Пол-литровая мышь», где случайных прохожих всасывали летающие пылесосы.

У братьев-режиссеров Колина и Грега Штраусов, имеющих собственную студию спецэффектов Hydraulx, пылесосы нарядные и разнообразные. Самый большой размером с квартал, самые маленькие и юркие способны влететь в окно. Братья Штраус считают, что в дизайне пришельцев преобладают органические элементы, а их корабль – огромное живое существо, что-то вроде космического пчелиного роя. Но благодаря красивой голубой подсветке инопланетяне все-таки гораздо больше напоминают качественную бытовую технику известных фирм.

Голубое свечение – не только главная дизайнерская, но и важная сценарная фишка. Свет гипнотизирует людей и заставляет выходить навстречу небывалой красоте: тут-то красота их и засасывает, а потом съедает мозг. Больше о сюжете рассказывать нечего: все действие «Скайлайна» заключается в том, что несколько людей мечутся по дорогому кондоминиуму (один из братьев Штраус самоотверженно предоставил для съемок собственную квартиру на 19-м этаже с прекрасным видом на город и океан), а снаружи беснуются спецэффекты.

Особенно братья Штраус гордятся тем, что весь ужас происходит днем и монстры не прячутся в спасительную темноту, чтобы скрыть постыдные пиксели. То есть качество и разрешение – самые наилучшие, даром что бюджет «Скайлайна» всего около $10 млн, а не 200 с лишним, как у «2012» Эммериха, для которого Колин и Грег Штраусы смоделировали немало захватывающих катаклизмов.

Глядя на «Скайлайн», легко поверить, что эпоха блокбастеров с галактическими бюджетами уходит в прошлое. Если практически в домашних условиях можно снять не только убогое «Паранормальное явление» (подергав за веревочку дверь и поскрипев полами), но и полное небо красивых фиговин, высасывающих людям мозги, не очень понятно, зачем вообще нужны голливудские студии-монстры, которые тратят на высасывание мозгов в 20 раз больше. «Скайлайн» – уже второй за осень независимый фильм о пришельцах, уделывающий Голливуд на территории визуальности («Монстры» Гарета Эдвардса были еще дешевле и еще выразительней). К тому же картина братьев Штраус не грузит публику наукообразными объяснениями, обращениями президента к нации и прочими непременными атрибутами жанра. Экономия же заметна главным образом в отсутствии массовки и, как ни странно, чувства меры: на десяток живых персонажей приходится такая несметная туча пришельцев, как будто их рисовали из расчета «по пришельцу на кадр».

Тут, конечно, снова вспоминается «Пол-литровая мышь» с гениальной фразой про специалиста по спецэффектам, который делал фильм «Черные чудовища»: «В фильме нет ни одного чудовища, а кажется, что есть. Вот так он крут». У специалистов по спецэффектам, сделавшим «Скайлайн», другое представление о крутизне. Поэтому даже когда кажется, что на экране нет чудовищ, они там наверняка есть.